По всем этим причинам при кооперации экстраверта с интровертом экстраверт дает дуалу чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт своему дуалу — реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно — как эти чувства изменить.
Как мы уже говорили, экстраверт, приспосабливаясь к реальным субъектам, объектам и разным их проявлениям или к тому, что в них или с ними творится, продуцирует приемлемые для этих субъектов и объектов отношения. Тем самым экстраверт —- творец новых отношений и новых чувств о логичном и нелогичном, этичном и неэтичном, эстетичном и неэстетичном, своевременном и несвоевременном . Благодаря творчеству интроверта появляются отличающиеся новыми качествами субъекты и объекты, новые конструкции, новые виды эмоциональных переживаний и внутренней возбужденности, качественно новые методы труда. Творческим элементом является второй элемент ИМ.
Качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. (Поэтому одним из самых передовых в смысле новизны идей среди авиаконструкторов был Роберто Бартини — логико-интуитивный интроверт. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут только экстраверты, какими и были все классики «марксизма». Зато творцом нового типа государства (объект) является интроверт, например Томас Мор.
Когда же нужно что-то репродуцировать по уже имеющимся образцам, то есть воспроизвести то, что уже придумано и где-то было, — все наоборот. Если изобретателем качественно нового товара является интроверт, то организатором его производства по имеющемуся примеру — только экстраверт. Здесь проявляется первый, ведущий элемент ИМ.
Предприятие материального производства является производителем продукции и системой, коллективом работающих в нем людей. Тип личности руководителя определяет отношение к этим двум сторонам деятельности. Экстравертные типы личности основной своей целью видят расширение и развитие производства, увеличение выпуска продукции. Коллектив и его интересы должны подчиняться этой цели. Эта установка продуктивна в условиях необходимости быстрого развития отрасли, в поиске внутренних резервов производства. Интровертные типы личности основной своей целью видят усовершенствование системы отношений как в самом коллективе, так и между коллективом и. руководящими звеньями. При этой установке планы перевыполняются лишь постольку, поскольку этого требуют интересы коллектива. Эта установка продуктивна в условиях равномерной работы отрасли, когда на первый план выходят проблемы стабилизации коллектива, обеспечение устойчивости положения каждого отдельного его члена. Такая установка способствует и стабилизации жизни общества. Только не следует забывать и то, что каждый тип ИМ проявляет себя при этом по-разному — мы здесь даем лишь общую линию экстраверсии — иитроверсии.
Экстраверт любит открыто активную жизнь. Про него можно сказать, что он, проявляя инициативу, всегда в какой-то мере лезет на сцену. Но лезет не столько для того, чтобы его видели, сколько для того, чтобы самому иметь возможность видеть и оценивать больше «объектов». Он с удовольствием оценивает и выдвигает других. Интроверт не выдвигает ни себя, ни тем более других. Других он вообще не замечает.51 И не оценивает. Если только по тому, как они его активизируют своим вниманием и улучшают общий психологический климат, не мешают. И совершенно честно утверждает, что руководящая работа не по нему. Но если его выдвигают, отказаться не может, не чувствует права. А заняв какой-то пост, остается там на долгие годы, чувствует себя незаменимым. Экстраверт может уйти и сам, экстраверта можно снять за ошибки. Интроверт в плановом хозяйстве ошибок не делает, потому что с планом, как с отношением, всегда в ладах, нигде не разминется. Никаких отношений не нарушает, ничьих чувств не раздражает, а свою пассивность и нерешительность всегда умеет объяснить объективными факторами. На каждого, кто активнее его, смотрит как на занимающегося саморекламой. Ведь в глубине души он тоже стремится к большей активности, но проявлять инициативу, пока от него этого в каждом конкретном случае не потребовали, не может. Боится быть неуместно активным. А будет эта «неуместная активность» названа дерзостью или, например, глупостью — уже определяется типом ИМ человека.
Экстраверт действует, чтобы стать более ценным и нужным обществу. Быть более качественным объектом. Если нужно — незаменимым. Потому что он постоянно сомневается в хороших чувствах людей. И ради возможности проявлять инициативу, которая тоже не что иное, как только способ провоцировать положительные качества других.
Интроверт действует только в силу необходимости, выполняя долг и обязанности. Ради того, чтобы не перейти кому-то дорогу, не испортить своих отношений с людьми. И во что бы то ни стало — остаться у всех на виду. Потому что, если он не будет на виду, от него не будут требовать активности, его обязанности ограничатся, он останется не у дел. Часто говорят, что интроверт якобы действует лишь ради того, чтобы его оставили в покое. Это видимость. Не желает он этого. И то, почему никак не может отказаться от какого-либо руководящего поста, хотя и видит, что с работой не справляется, есть страх, что после того, как его «оставят в покое», не будут замечать, и он останется никому не нужным. Это и рождает эгоцентризм и нездоровые монопольные тенденции во что бы то ни стало, всеми правдами и неправдами удержаться «у власти». Далее если это подтачивает здоровье. Страх стать не замечаемым сильнее здравого смысла.
Экстраверты не любят долга и обязанностей, любят — ответственность. За все, что кругом творится, они чувствуют ответственность, которая их активизирует, заставляет действовать. Принимают ответственность за работу, людей и все что угодно. Ответственность понимают как привилегию. А вот понятия долга, обязанности у них ассоциируются с насилием. Интроверты, наоборот, не любят ответственности, любят — обязанности. С удовольствием выполняют то, что считается их долгом и обязанностью, что позволяет быть активными, и всячески стараются уйти от того, что называется ответственностью. Само слово ответственность им напоминает приговор, наказание.
Ровно в такой же мере, как интроверт избегает излишней активности, экстраверт избегает показывать излишние чувства, то есть свое отношение к разным объектам и субъектам. Потому что экстраверт боится быть нескромным и помешать другим своими чувствами, интроверт — своей активностью. Это считают плохим тоном, бестактностью.
Для психологического комфорта экстраверту необходимо окружить себя ориентированными на отношения интровертами, то есть людьми, умеющими считаться с чувствами других людей. Интроверт же чувствует необходимость быть окруженным умеющими замечать и оценивать самих людей и их активность экстравертами.
В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их расшевелить, доволен, когда людям это нравится. Если не на кого обращать это свое внимание — скучно. Интроверт, наоборот, привлекает внимание к себе. Если его никто не замечает — скучно.
К затворнической жизни больше склонности проявляют интроверты. Но это никак не от хорошей жизни, а лишь в тех случаях, когда чувствуют себя ненужными и лишними, когда на них никто не обращает так нужного им внимания. Всего насчитываем 8 типов интровертов. Несомненно, каждому из них нужно внимание к какому-то другому аспекту проявления их личности. Одному необходимо внимание к его труду, другому — к его эмоциям, способностям или воле. Человек спокоен и доволен лишь тогда, когда другие замечают и говорят именно о том, что ему нужно.
Экстраверту тоже нужно такое внимание. Только к другому — к его чувствам. Ему нужна вера в добровольность его чувств. В то, что он заботится о других людях, что он их любит, правильно оценивает, что он не эгоист и т. п.
Коротко разницу между всеми экстравертами и всеми интровертами можно определить таким образом. Экстраверты в отношении мира конструктивны, активны, имеют сильную потребность добиваться цели. Интроверты даже тогда, когда они деятельны, скорее избегают неприятностей и неудач. Если экстраверт постоянно недоволен тем, что он не сделал еще чего-то, что можно было сделать, то интроверт плохо себя чувствует, если сделал что-то, что, как позже оказалось, было лишним. Он боится быть выскочкой в своих и чужих глазах, нарушить сложившиеся отношения. По его глубокому внутреннему убеждению, заниматься тем, что не является обязательно нужным, предосудительно.
Типичный пример из студенческой жизни. После успешно сданного экзамена экстраверты почти всегда немного недовольны, что не успели чего-то прочесть. Большинство интровертов с таким же неудовольствием думают о том, что они прочли, а на экзамене не понадобилось.56
С помощью критики за неповоротливость, леность — интроверта можно расшевелить. Любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, показал лишнюю активность, на долгое время отнимает желание любой деятельности. Когда экстраверта подвергают критике за недостаточную активность, он становится агрессивным, злым, чувствует себя непонятым. Критику за излишнюю деятельность воспринимает скорее как комплимент.
Экстраверт — инициатор, вдохновитель и организатор. Интроверт прикрывает тыловые позиции — заканчивает начатые другими дела, даже если вначале и не проявлял энтузиазма. Он более скромный и, спокойный, менее верит в значительность и важность того, что делает, более самокритичен. И вместе с тем более эгоцентричен.
Логика — этика
Логические типы ИМ отличаются от этических своим отношением к объективному миру и к другим людям.
Сила этических проявляется в отношении к людям, сила логических — в отношении к объективному миру. Этические не уверены, что они могут сделать что-то объективно ценное, логические не знают, что они собой представляют в глазах других людей, какие права на них имеют.
Логический все старается сделать сам. Свою нужность другим доказывает своими делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отношения, манипулировать их чувствами или эмоциями, не сомневается в своих правах на них. И постоянно не уверен в своих собственных силах и способностях, которые долго, мучительно и пассивно обдумывает, когда остается наедине.
Обычно логические типы воспринимаются как более самостоятельные. Но это — лишь кажущееся, потому что в отношениях с людьми такой самостоятельностью отличаются этические. Самостоятельность логических проявляется при решении проблем и задач объективного мира, самостоятельность этических — при решении проблем человеческих взаимоотношений и регулировке эмоциональной жизни. Все старания логических быть положительными, сильными, хорошими людьми основаны на желании угодить этическим, заработать признание. Логические часто удивляются несамостоятельности этических, когда нужно решать объективные задачи, этические — тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не понимают своего влияния на них.
Очень важным отличием логических от этических является то, что логические обычно доказывают свою правоту, а этические — уговаривают, им нетрудно и попросить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры других часто поддаются легче. Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этических. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдержать свое слово, а если чего-то не могут, говорят заранее, чтобы «не обмануть человека». Этическому не так важно не обмануть человека, сколько не испортить с ним отношений, поэтому он часто обещает не то, что сможет выполнить, а то, чего от него, как от «хорошего человека», ожидают. Он чувствует себя не лгуном, а лишь осторожным дипломатом.
Оценивая поступки других людей, логический больше пользуется критериями логично — нелогично, правильно — неправильно, разумно — глупо, рационально-нерационально. Хорошо то, что разумно, разумное не может быть плохим. Этический — хорошо —плохо, нужно — не нужно людям или отдельному человеку, гуманно — негуманно, честно - нечестно.
Этический умеет заботиться о людях, о себе и о своих близких, делать им приятное. Но по-настоящему честно заботится лишь о тех, кого причисляет к «своим». Умеет за них просить и таким образом перекладывать эту заботу и на посторонних людей. Поэтому близкие их ценят и любят, прощают все погрешности. Логический в лучшем случае, когда он сенсорный, умеет получить то, что ему положено «по праву». Для этического существуют не права одного человека среди других людей, а то, что реально можно «выбить», получить, на что можно склонить, «уломать» других людей любыми уговорами, просьбами и эмоциями. Лучший толкач — этический, несомненно, когда он — сенсорный.
Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, поэтому правда и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то, что людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже делает приятное. Быть приятным и любимым — то, чего виртуозно добивается каждый этический. Он умеет производить хорошее впечатление, умеет отчитываться за содеянное, писать отчеты и притом похвалить всех и прежде всего себя. Отлично чувствует себя в любой компании, среди любых людей, легко становится эмоциональным центров компании. Логический при отчетах склонен говорить о еще не выполненном, о своих и чужих ошибках и недочетах, потому что старается разобраться в реальной ситуации, увидеть и показать реальное положение дел или перспективу.
Следует заметить, что этика всех логических — нормативная, они строго выполняют установленные другими этические нормы и никакого творчества в этом себе не позволяют. В исполнении норм стремятся к совершенству и никогда не уверены, что его достигли. Потому в этих своих стремлениях нередко разочаровываются. Этика всех этических более или менее творческая, они считаются не столько с нормативами, сколько с конкретной ситуацией. Этично то, что улучшает ситуацию этического, делает его более обаятельным, более необходимым, более сильным среди других людей.
То же самое можно сказать про логику. Логика всех этических нормативная. Они строго выполняют все логические нормативы, им очень важно, что является научным или хотя бы всеобще принятым, потому что ни новых логических отношений, ни новых методов действия не открывают и не изобретают. В своих поступках и логических рассуждениях очень осторожны и никогда не уверены в их совершенстве. По той же причине кругозор их логических интересов широк, они начитаны больше логических, являются хорошими рассказчиками разных научных истин. Логические обычно отличаются начитанностью в области художественной литературы, которая дает возможность познать этические нормы.
Этические отличаются тонкостью чувств и эмоций, хотя они и не чувствительнее логических, точно так же, как логические не интеллектуальнее этических. Существенная разница между ними в том, что этические видят и понимают не только свои, но также и чувства и эмоции других людей. За сравнительно неконкретными поступками, случайными словами, мимикой этический видит сложный мир чувств другого человека. И это лучше, чем их видит сам логический, для которого собственные чувства — малопонимаемая загадка, и нужно, чтобы нашелся кто-то, кто ее разгадает. Этические типы все поступки и чувства других людей как будто измеряют своими собственными. Любовь — сфера этического мышления. Его задача и его талант. Основной талант логических — оценивать логику других. Только они правильно оценивают ум и логичность этического и ему самому разъясняют. Они могут оценить деятельность другого таким же образом, как этические — доброту человека, глубину его переживания. Сам этический не может оценить количество своего груда, склонен утонуть в любом деле, в том числе в домашнем хозяйстве, никогда не уверен, имеет уже моральное право на отдых или нет. Поэтому взаимная дружба индивидов с логическим и этическим мышлением (хоть и не в каждом сочетании) обогащает обоих, увеличивает их удовлетворенность собой. Этический рядом с логическим не сомневается в логике своих поступков, логический — что все его поступки являются поступками хорошего человека. Это и есть продолжение одного человека в другом.
По данным нашего исследования (см. табл. 2), логический тип более распространен среди мужчин, этический — среди женщин. Но этические больше стараются быть такими, как нужно, как принято. Поэтому часто подчеркнуто мужественными — в хорошем смысле этого слова — бывают мужчины с этическим мышлением. Самые женственные женщины — тоже с этическим мышлением. Логический тип выделяется отсутствием любых показательных элементов. Поэтому мужчины часто кажутся «никакими», а женщины, если только они не интровертны, — маскулинными. Логическое мышление мешает бежать за быстро меняющейся модой и делать множество нерациональных, не имеющих практического значения мелочей (кратковременные прически, маникюр, туфли на неудобном каблуке), гак как дает способность ценить свои усилия и затраты энергии.
Как уже говорилось, люди с логическим мышлением не умеют говорить о своих чувствах, избегают этого. Чувство их заставляет действовать в пользу любимого объекта, а не говорить о нем. Если в отношениях с любимыми они не являются достаточно ласковыми, совершают ошибки, то только потому, что не знакомы с другими моделями поведения. Такому мужчине часто легче спросить «выйдешь ли ты за меня?», чем сказать «люблю». Чувства индивида с логическим мышлением — нежные, ломкие, их легко «спугнуть». Для того чтобы они окрепли, нужны время и активные действия партнера.
Чувства логического типа более устойчивы, потому что требуют больше времени для принятия решения, пока чувства проверяются логическими рассуждениями. Больше времени нужно и для отмены принятого решения. Поэтому логический, который решился связать с кем-нибудь свою судьбу, этого своего решения склонен держаться более устойчиво.
Этический любит сознательно, любит, потому что хочет любить. Любовь — сознательное творчество принятых эмоций — себе и другому. Если другим самое главное — любят ли их, этим — любят ли они: «Меня не любишь ты, так что ж, зато тебя люблю я...» Эта экспансия чаще всего удачна, гак как направляется на людей, которые, как предполагается заранее, должны сдаться. Если объект внимания не сдается, о нем самым серьезным образом говорят, что он оказался недостойным любви и поэтому пусть обвиняет себя. Кто не ответил на чувства — неблагодарный, неразумный или воображает, что ему нужно больше внимания, чем уделялось. Это значит, что он хочет слишком многого, хочет больше, чем заслужил. Жизнь этих людей часто сложна только потому, что объектов любви появляется слишком много, неизвестно, когда остановиться, что любовь как будто есть, а настоящей опоры в другом человеке нет. Что из-за непонятной причины утомляет странное чувство беспокойства, которое требует менять партнеров, и что ни в одном из них нет того, что их сделало бы его объектом постоянной любви и наконец дало бы спокойствие.
Для человека с этическим типом ИМ любовь - один из самых важных вопросов в мире. Однако ему нужен партнер с логическим типом ИМ, который не демонстрирует своих чувств, но в них, этих чувствах, устойчив. Его притягивают хладнокровие и логика логического. Если девушка с этическим мышлением некоторое время дружила с очень умным, по ее представлению, парнем, всех других своих друзей она будет сравнивать с ним. И пока не найдет такого, который покажется более умным, будет чувствовать себя неудачливой и несчастливой. То же самое можно сказать про юношу с логическим мышлением.
Этический тип не боится любых чувств. Как любви, так и ненависти. Любит то, что является хорошим, но с не меньшей силой ненавидит зло, то, что вызывает неприятные эмоции. И не скрывает этого. Поэтому, если разочаруется в любви, может стать опасным. Он хочет любить. Даже когда его чувства неуместны. Он может одно чувство променять на другое — на положительное чувство к другому объекту или отрицательное к тому же самому, но не отказаться от самого чувства. Когда убеждается, что любимый является «плохим», «недостойным», «изменяет», то есть хотя ничего нового по сути дела не произошло, но какая-то капля переполнила чашу его терпения, положительное чувство превращается в отрицательное, любовь - в ненависть. Если партнер думает, что услуги и уступки этического бесконечны, что самоотречение — часть его характера, то ошибается и копает себе яму сам. Не умеющий измерять своих благодеяний, этический в конце концов все равно прозревает. То есть наступает момент, когда он не может дольше скрывать от себя «неблагодарности» не оценивающего его услуг партнера и приходит в ярость.