Одним из способов типирования в соционике является определение предпочтений по 4-м парам юнговских признаков: экстраверсии-интроверсии, логики-этики, сенсорики-интуиции и рациональности-иррациональности. Несмотря на кажущуюся простоту, такой способ достаточно эффективен. Чтобы грамотно владеть этим инструментом, необходимо хорошо представлять, что означает каждый из признаков, за что он отвечает и чем отличается от остальных. На этом пути есть ряд подводных камней, которые нередко приводят к неверному результату. В различных соционических школах часто по-разному трактуются эти 4 пары признаков, но это не отменяет их значимости. Ниже приводятся описания Юнговских признаков в трактовке В. Гуленко.

Юнговские признаки по В. Гуленко

Признак рациональность/иррациональность

В физическом плане этот признак проявляется через мышеч­ный тонус человека, то есть расслабленность/зажатость его тела и органов. Рациональный тип всегда больше зажат в теле, чем ирра­циональный. Постоянный тонус тела делает движения рационала механистическими, угловатыми. Достичь полной телесной релакса­ции для него — немалая проблема. Некоторые рационалы не могут принять расслабленную позу даже во сне.

Иррационал расслаблен несколько больше, чем нужно для стабильно-ритмической деятельности. Его проблема заключается в том, чтобы подольше поддерживать тонус мышц на одном уровне. По этой причине иррационалы тяготеют к спонтанным, авральным действиям. Их хорошо подстегивает экстремальная ситуация.

В психологическом отношении рационалы отличаются ста­бильным настроением (повышенным, пониженным, нейтральным). Изменения их настроения происходят под воздействием объ­яснимых причин. Настроение рационала управляемо: его можно искусственно развеселить или опечалить.

Иррационалы своим психическим состоянием управляют плохо. Им лучше не улучшать настроение, а просто переждать до того момента, когда начнется новый спонтанный подъем. Однако после подъема неизбежно наступает фаза спада. Неопределенность, случайность определяет колебания настроения у иррационалов.

На социальном уровне рационалы обеспечивают стабильность, приверженность традициям или же, наоборот, стойкое их неприя­тие. Это люди, которые долго действуют по одной и той же системе (конструктивной или деструктивной), не меняя ее принципиально. Сила рационала в обществе — в регулярности действий.

Иррационалы порождают нестабильный, изменчивый социум. Твердая дисциплина их сковывает, но и длительная свобода им тоже надоедает. Это такие типы, которые плохо себя чувствуют в одном и том же состоянии, если оно продолжается долго. Им нужны аль­тернативы, постоянные переключения, вариабельность.

Интеллектуально рациональные типы отличаются тем, что легко, быстро и категорично принимают решения в привычной обстановке. Когда же ситуация им непривычна или неопределенна, они начинают сомневаться, нервничать. Им требуется определенное время на обдумывание.

Кроме того, рационалы хорошо владеют речевым и аудиальным каналом общения. Это вербальные (словесные) типы. Они четко формулируют и последовательно разворачивают свои мысли в речи или на бумаге. Во внутреннем же мыслительном процессе они пере- ключаются на визуальные образы.

Иррационалы тянут с окончательным решением в стандартной ситуации, но при резких изменениях обстановки выбор делают быстро. Неопределенность, вероятностный характер ситуации ак­тивизирует их мышление, делает их находчивыми и смекалистыми. Поэтому они более решительны именно тогда, когда рационалы испытывают замешательство.

Внешняя речь — слабое место иррационалов. Она у них менее четкая и последовательная, с перескакиваниями и утерей основной линии повествования. У иррациональных детей чаще встречается плохая дикция. Их основной канал информации — визуальный (зрительный). Благодаря этому они воспринимают мир более целостно, синтетически. Воспринятую визуальную информацию они обрабатывают внутри себя вербальным способом.

Признак экстраверсия/интроверсия

На физическом уровне экстраверты отличаются своей спо­собностью тратить энергию в деятельности, не задумываясь. Они активно осваивают внешний мир, воздействуя на него импуль­сивными поступками. Экстраверт ведет себя энергозатратно, так как энергия рождается в нем с некоторым избытком и ее нужно куда-то девать.

Интроверт не имеет таких энергетических резервов, как экс­траверт, поэтому ведет себя более сдержанно и экономно. Он скорее недоделает, чем переделает. Он черпает энергию снаружи, нуждает­ся в подталкивании со стороны более энергичных людей.

Психологически экстраверты являются более открытыми людьми в неформальном общении. Они понимают себя самого опосредованно, через других людей. Прямое самоуглубление пред­ставляет для них проблему. Не получая информацию извне, экс­траверт чувствует внутреннюю пустоту. Информационный вакуум переживается им тяжелее, чем энергетический.

Интроверты, когда общаются неформально, автоматически сохраняют свою внутреннюю закрытость. Их внутренний мир лучше защищен от вторжений, себя они познают непосредственно. Трудности для них представляет познание других людей. Оставаясь без внешней информации, интроверт порождает ее внутри себя. Гораздо хуже ему без внешней энергетической подпитки.

В социуме экстраверт проявляет расширительную тенденцию, экспансию. Он чаще наделен лидерскими задатками, лучше руково­дит большими коллективами, чем малыми. В общественной жизни он нуждается в том, чтобы быть замеченным, активно влиять на мнения или поступки людей.

Интроверт имеет меньше шансов стать лидером больших групп. Он является скорее человеком второго эшелона в социуме. На первый план он выходит чаще в малых группах, например, в семье, являясь их опорой. Интроверту труднее брать ответственность на себя, ему всегда удобнее уклоняться от конкуренции и экспансии.

Интеллектуальная деятельность экстраверта отличается большей скоростью. В единицу времени экстраверт обрабатывает больше информации, чем интроверт. Экстраверт обычно оказы­вается более «интеллектуальным», если коэффициент интеллекта измеряется при помощи тестов с ограниченным временем на вы­полнение заданий.

Интроверт думает медленнее. Он углубляется в материал и прорабатывает его качественнее, но теряет при этом в быстроте. Ин­троверт побеждает в интеллектуальном соревновании лишь тогда, когда время на выполнение тестовых заданий не ограничивается.

Признак этика/логика

Логики, находясь в предметном мире, познают и осваивают его через объективные данные, чисто внешним способом. Мир логических типов — неодушевленный, личностно «неокрашен­ный». Логики исходят из необходимости или пользы, которую им дает вещь или человек. К людям логики во многом относятся так же, как к стандартным объектам, ценность которых в выполнении той или иной функции.

Мир этиков — это мир живой, одушевленный. Для них харак­терно субъективное, личностно окрашенное отношение не только к людям, но и к тем предметам, которые их окружают. Этики на­деляют их чем-то наподобие «характера», внутренних психических качеств. Особенно этики склонны к одушевлению природы.

На психологическом уровне логик отличается довольно низкой степенью эмоциональной вовлеченности. Его внутренние пере­живания более однообразны и легко вытесняются на периферию сознания. В общении логик не умеет по-настоящему «читать» невербальные сигналы собеседника — тонкую мимику, неровное дыхание, покраснение/побледнение кожи, характер взгляда, от­тенки в интонации.

Для этика в общении с людьми характерна глубокая эмоцио­нальная вовлеченность. Внутренний мир этика богат нюансами чувств. Он способен почувствовать другого человека как бы «внутри себя», так как хорошо улавливает эмоциональные вибрации. Основ­ную информацию о человеке этик получает не со слов говорящего, а через разнообразные невербальные сигналы.

В социуме, в условиях формального общения логик отличается ориентацией действий непосредственно на задачу. Социальное по­ведение, не имеющее отношения к решаемой задаче, регулируется у логиков этикетом той социальной группы, к которой они при­надлежат. Это не обязательно правила хорошего тона. Это может быть и отрицательный этикет — грубые нравы, важно, что они существуют объективно.

Этик в социальной жизни ориентирован прежде всего на индивидуального человека, а не на задачу саму по себе. Ему очень важно, с кем он находится рядом, любят его люди или нет, принимают ли его таким, каков он есть. От этого сильно зависит успешность его жизни в обществе, поэтому он постоянно вникает в психологический климат коллектива, оценивая межличностную обстановку в нем.

В интеллектуальной сфере логики предпочитают содержатель­ную логику формальной. Для них не так важно доказать свое мнение строго «логически», они совершенно уверены в нем по существу. Поэтому редко апеллируют к внешним авторитетам и формально­логическим правилам умозаключений.

У этиков все наоборот. В интеллектуальной деятельности этики часто предпочитают именно формальную логику, которая уже «до­казана» раз и навсегда. Внутренне они очень опасаются обвинений в необъективности своих мнений, поэтому ищут опоры в чем-то авторитетном. В чем они уверены точно, так это в своем отношении (положительном или отрицательном) к продуктам своей и чужой интеллектуальной работы.

Признак сенсорность/интуитивность

В предметном, физическом мире сенсорики чувствуют себя, как «рыба в воде». Они обладают повседневной практичностью, умеют удобно обустроить свое жизненное пространство. Без напряжения относятся к рутинным процедурам, самому процессу ухода за материальными объектами.

Интуитивные типы гораздо менее практичны в материальном мире. Им труднее дается быт, у них хуже развиты ручные навыки. Руками они хорошо и с желанием работают лишь тогда, когда мастерят что-то уникальное, являющееся воплощением их вооб­ражения.

Материалистичность сенсориков проявляется и в межлич­ностном общении. Они общаются по принципу «здесь и сейчас», принимая человека таким, каков он есть в текущей реальности. Проблема переоценки или недооценки своих способностей, идущая от идеализации действительности, для них нехарактерна.

Интуитивные общаются с человеком по принципу «там и тог­да», то есть обращаются к тому образу, который сложился у них о людях подобного типа. А тип — конструкция идеализированная. По этой причине у интуитивных встречаются трудности адекват­ной самооценки и завышенные, либо заниженные требования к окружающим.

В социуме интуитивные проявляют склонность к новациям, первыми обращают внимание на принципиально новые подходы. При этом их совершенно не смущает неопробованность, отсутствие прецедента, невыводимость из уже известных фактов. Это авторы или распространители в обществе поначалу отвергаемых большин­ством идей, теорий, изобретений, продуктов, образов жизни, форм поведения, мод и т.д.

Сенсорные типы ориентируются на привычное, оправдавшее себя, знакомое по опыту. Если же появилась новинка, они не то­ропятся ее подхватывать, выжидая, как это сделают другие. Зато приняв что-то и убедившись, что оно работает, уже не станут от него отказываться. Ими движет в первую очередь утилитарный интерес, а не любопытство.

Сенсорики — это люди с конкретным, наглядно-действенным мышлением. К умозрительным построениям у них тяги нет. Даже если сенсорики и занимаются абстрактно-теоретическими видами деятельности, то предпочитают исходить из уже имеющихся анало­гов. Свободное фантазирование, отрыв мысли от известных форм, творческое прозрение им свойственны мало.

Интуитивные люди обладают действительно отвлеченным (внеконтекстным) мышлением. Они с удовольствием мыслят са­мыми абстрактными, чисто умозрительными категориями. Изо­бретают интуитивы «из головы», в эмпирическом материале они нуждаются лишь для подтверждения или опровержения своих до­гадок. Интуитивный интеллект имеет тенденцию к фантазийности, воображению, жизни в выдуманной (улучшенной или ухудшенной) реальности.