Гуленко В.В.


Журнал "Соционика. ментология и психология личности", N 4. 2002.



1.  Полярность "статика-динамика"

В общем смысле эта полярность означает альтернативную ориентацию либо на место (пространство) это будет полюс статики, либо на время — это полюс динамики. Категории пространства и времени как важнейшие априорные формы мышления подробно исследовал еще И. Кант в своей "Критике чистого разума". Он их противопоставил как протяженность и длительность.

Дело в том, что статики больше зависят от места, чем от времени, динамики же — наоборот. Наполнение пространства предметами характеризует поведение статиков так же, как динамиков — насыщение времени событиями. Статики не терпят вокруг себя пустого пространства — тут же заполняют его имеющимися под рукой вещами. Динамики не выносят пустого времени — скуки, безвременья, длительного пребывания в одном и том же состоянии. В известном смысле статики могут быть названы людьми места, а динамики — людьми времени.

А теперь рассмотрим эту полярность по отдельным уровням коммуникации.

1.1. Интеллектуальный уровень.

Здесь статика противостоит динамике как мышление фрагментарно-аналитическое мышлению ассоциативно-синтетическому.
Анализ, как его трактуют в большинстве источников, — это разделение целого на фрагменты, четко отграниченные друг от друга. Смысл аналитической деятельности в прокладывании границ. Синтез же сродни ассоциативности, под которой понимают сочетательность, т. е. объединение двух или нескольких понятий нечеткой, но быстрой связью, когда одно из них, появившись, тотчас вызывает в сознании другие. В результате образуется целостный синтетический образ со стертыми внутренними границами.

Абсолютизация динамического полюса мышления легла в основу объяснения природы психических процессов в теории ассоцианизма. Сначала Аристотель выдвинул идею о том, что спонтанные образы сознания могут настолько тесно сближаться между собой, что образуют на основе смежности, сходства или контраста множественные ассоциации. Затем Дж. Локк утверждал, что идеи любой степени сложности возникают в процессе ассоциирования простых ощущений. При этом ассоциации идей он противопоставлял чисто смысловым связям, которые, по его мнению, вторичны.

И, действительно, эйдетика доказала, что при помощи визуальных ассоциаций можно связать в уме все, что угодно. Вот некоторые из эйдетических техник запоминания. Они вошли в употребление еще в древности. Древнеримский оратор Цицерон для заучивания своих речей наизусть пользовался методом "привязки к местности". Он мысленно раскладывал информацию по углам своей комнаты, а затем так же мысленно возвращался в тот или иной угол и извлекал требуемое. Средневековые монахи-доминиканцы, обучаясь риторике, использовали тот же прием. Они брали знакомую им до мелочей дорогу и мысленно проходили по ней, последовательно раскладывая по пути утверждения, которые необходимо было потом изложить перед аудиторией. Выступая, они снова мысленно шли этим путем, "поднимая" разложенные там заранее ключевые понятия.

На динамический полюс человеческого мышления умело бьет и современная реклама. Она преимущественно построена на механизме ассоциаций по смежности (мужественный ковбой рядом с пачкой сигарет) или контрасту (обычный стиральный порошок и рекламируемый). В силу этого на статиков, если судить по критерию побуждения к покупке, реклама влияет гораздо меньше, чем на динамиков. Запоминание у статиков эффективнее тогда, когда материал структурирован более жесткими смысловыми связями. При этом каждое понятие фиксируется в своей ячейке памяти, как в компьютере.

Таким образом, динамики более сильны в операции синтеза (не простого соединения, а слияния через перемешивание), а статики — анализа (не любого разделения, а устойчиво-четкого отграничивания). Известная пара противоположностей дискретность/континуальность гораздо больше связана именно с полярностью статика/динамика, чем с привычной рацио/иррационалъностъю. Но если это так, в чем же тогда специфика последней дихотомии? Иррациональность означает ситуативность (преобладание контекста над установкой), а рациональность — регулярность (преобладание установки над контекстом).

1.2. Социальный уровень.

Разница между динамическими и статическими типами на этом уровне соответствует противоположности начинателей и завершителей.
Динамики более сильны в начале какой-либо деятельности: они легки на подъем, быстро выходят на режим номинальной активности. Быстрые переходы из прежнего состояния в новое, процесс перемен сам по себе — это их привычная жизнь. Статики лучше подхватывают и продолжают уже начатое — то, что уже приведено
в движение. Их необходимо предварительно раскачать.
Однако в процессе деятельности динамиков происходит непрерывная корректировка направленности, своеобразный "дрейф" целей. Из-за этого приоритеты динамиков изменчивы, иерархически слабо соподчинены. Одно желание у них быстро сменяется другим. Для них бывает очень трудно сконцентрироваться на одной какой-либо долговременной цели без внешней поддержки. Сила динамиков не в удержании целей, а в их достижении. Поэтому они более сильны в тактике, а не в стратегии.
Цели статиков фундаментальнее, прочнее. Они всегда знают, чего хотят. Свою направленность умеют удерживать в течение длительного времени. Приоритеты в их жизни и работе выстраиваются сами собой. Главное и второстепенное у статиков хорошо разграничено и редко меняется местами. Получается, что статики более успешны в качестве стратегов, чем тактиков. Что надо делать, они знают гораздо лучше, чем как это делать.
Преобладание динамиков делает любую человеческую группу нестабильной, склонной к перманентным изменениям и очень чувствительной к посторонним вмешательствам. Если же в группе доминируют статики, то быстрые трансформации оказываются невозможными, так как наталкиваются на мощное психологическое противодействие, объясняемое силой инерции их психики. Группа с преобладанием статиков более устойчива, но в то же время и более консервативна.

1.3. Психологический уровень.

Статико-динамическая полярность контролирует степень уравновешенности нервной системы. В целом нервную систему статиков можно считать уравновешенной, а динамиков — неуравновешенной.
С этим связана и изменчивость внутреннего состояния, которое обычно именуют настроением. Настроение динамика, даже если он рационал, может существенно изменяться или колебаться даже по незначительной (с точки зрения стороннего наблюдателя) причине. Будучи весьма зависимым от среды человеком, динамик жаждет добиться полной свободы. С другой стороны, он нуждается в твердой опоре.
Статик в своем психоэмоциональном состоянии довольно автономен. Ему трудно испортить настроение, но не менее трудно и поднять. Для статика нормальным является положение, когда от него кто-нибудь психологически зависим, кому он может дать твердую опору.
У динамиков развито и такое психофизиологическое явление как синестезия — комплексные связи между органами чувств, возникающие опять-таки по ассоциативному принципу. Синхронное восприятие цвета, звука, запаха, вкуса как единого комплекса обеспечивает динамикам особую живость восприятия действительности. Иногда слияние ощущений развито до такой степени, что внутренние образы кажутся неотличимыми от реальности. У статиков, в силу дискретности их психического аппарата, синестезия как регулярное качество если и встречается, то в порядке исключения или лишь на время в результате специальной тренировки.

1.4. Физический уровень.

Статика/динамика на этом уровне проявляется как биологическая противоположность гомеостаз/гетеростаз. Под гомеостазом в данном случае я понимаю постоянство, а под гетеростазом — изменчивость организма и окружающей его предметно-бытовой среды.
Динамики гетеростатичны — склонны изменять свою материальную жизненную обстановку, например, гардероб, интерьер жилья, переставляют мебель в квартире просто ради разнообразия, от скуки. Для статиков эта тенденция нехарактерна. Они с трудом идут на перемены предметной обстановки, к которой привыкли. Делают это тогда, когда проще уступить давлению обстоятельств, чем сопротивляться.

Динамики как типы с изменчивым метаболизмом быстро полнеют, но так же быстро и теряют вес тела — для этого им бывает достаточно попасть в состояние сильного эмоционального напряжения. Для статиков проблема похудения оборачивается другой стороной. Весовая категория у них стабильна: если они уже серьезно потолстели (или похудели), то это надолго. Метаболические процессы в их организме более инертны.

Те же закономерности действуют и в отношении других физиологических параметров, в частности, температуры, кровяного давления, потоотделения и т. п. Например, температура тела у динамиков может колебаться в течение суток даже тогда, когда нет явных симптомов недомогания. При достаточной тренировке динамические типы могут сознательно менять эти показатели в желаемую сторону.

2.  Полярность "позитивизм-негативизм"

Под позитивизмом как таковым я буду понимать тенденцию максимизировать положительное, а под негативизмом — минимизировать отрицательное. Позитивисты улавливают в первую очередь положительную сторону любого явления и часто закрывают глаза на негатив. Негативисты не пропустят проблем, преуменьшая одновременно позитивные стороны ситуации, которая их заинтересовала.

2.1. Интеллектуальный уровень.

На данном уровне полярность негативного и позитивного проявляется как выявление сходств или различий при сравнении нескольких объектов. В мыслительном процессе у негативистов доминирует противопоставление, а у позитивистов — сопоставление. Это значит, что позитивисты хорошо удерживают в поле своего внимания целостный объект, особо не задумываясь над тем, что у него есть альтернативы. Негативисты, наоборот, выделяют в предмете мысли крайние точки, сталкивают противоположные подходы.
Прямое отношение к интересующему нас вопросу имеет известная в когнитивной психологии полярность конвергентное/дивергентное мышление [5]. Открывателем этой полярности является Дж. Гилфорд. По его мнению, дивергентное (расходящееся) мышление на основе однозначных исходных данных выдает несколько различных решений одной и той же проблемы. Эта черта альтернативности более свойственна мышлению негативистов.
Противоположное по направленности конвергентное (сходящееся) мышление занято поиском единственно верного результата. Так мыслят скорее позитивисты. Для них задача не решена до тех пор, пока не доказана правомерность одного варианта из нескольких альтернативных.

2.2. Социальный уровень.

Позитивизм/негативизм сказывается на степени внутренней цельности группы, которая определяется притяжением/отталкиванием ее членов.
Вписываемость человека в группу типологически прогнозируема. Негативисты — дистанционные типы. Им нужна постоянная страховка даже в гой группе, которую они считают своей. Поэтому интегрировать негативиста в группу полностью труднее. Позитивисты, наоборот, тяготеют к общению на близких дистанциях. Они не усиливают противоположности между полюсами, а сглаживают их тем или иным способом. Так формируется единство цели, моноцентризм у позитивистов. Негативисты, увеличивая силы отталкивания, формируют полицентрическую структуру.

Рассмотрим пример. SE (СЭИ) — довольно уживчивый тип, хотя и негативист. Есть ли в его поведении тенденция к дистанционности? — Да, он противопоставляет свою малую группу другим группировкам. Поэтому нарушает, вольно или невольно, единство цели всего коллектива.

За счет чего протекает этот процесс внутреннего центрирования? У позитивистов наблюдается тяга к противоположным себе типам, что способствует общей сплоченности группы, в частности, по причине легкости распределения внутригрупповых ролей. У негативистов существует парадоксальное по своей сути притяжение к себе подобным. Но чем ближе сходятся элементы с зарядами одного знака, тем труднее организовать их согласованные действия. Быстро дают о себе знать силы отталкивания. Отсюда нецельность, надломленность такой группы.

И, наоборот, по тому, является ли группа монолитной или поляризованной, можно судить о преобладании в ее коллективном поведении негативистской или позитивистской тенденции. Таким образом, негативизм порождает напряженность внутригрупповых отношений, что ведет, с одной стороны, к увеличению психологической дистанции между участниками, но, с другой стороны, активирует ее внутренний потенциал, заводит ее — сообщает "драйв". Позитивизм же имеет своим следствием сближение дистанции и внутреннее единство группы, но одновременно несет с собой самоуспокоенность, беспечность и "пресность" существования.

2.3. Психологический уровень.

В психологическом отношении эта полярность приближенно трактуется как доверчивость/недоверчивость. Каждый тип человека ведет себя в жизни так, словно он дал себе ответ на следующий экзистенциальный вопрос: человек изначально добр или зол? Для позитивистов исходная природа человека добрая, поэтому они чаще бывают доверчивыми. Это вовсе не означает, что они таковыми сознательно себя считают, просто они себя таким образом ведут. Негативисты даже при благоприятном раскладе склонны остерегаться худшего. Степень их доверия к окружающим поэтому гораздо ниже.

Отношение между негативистами и позитивистами хорошо иллюстрирует аналогия с молнией и громоотводом. Люди-молнии, то есть накапливающие в себе отрицательный психологический заряд негативисты, разряжаются на людях-громоотводах, то есть позитивистах. Те же, в свою очередь, склонны их должным образом провоцировать. И все это происходит большей частью автоматически, бессознательно.

В результате эмоциональной вспышки устанавливается временный баланс психологических потенциалов. Этот благотворный эффект выплеснувшихся эмоций Аристотель в своей "Поэтике" назвал катарсисом — очищением через сильное переживание.

2.4. Физический уровень.

Большую роль в коммуникации играет расположение собеседников напротив или рядом. На значимость в общении такого фактора, как пространственное расположение коммуникантов указал еще Салливен. Нахождение напротив партнера по коммуникации дает преимущество негативистам. Позитивисты лучше общаются, находясь рядом или под углом к собеседнику — таким образом, чтобы их взгляды были направлены в одну сторону.

Непроизвольное снижение уровня конфронтации из-за расположения рядом — обычный прием, который используют психологи в работе с испытывающими проблемы супружескими парами. Сидя рядом и поочередно обращаясь только к воображаемому третьему собеседнику, супруги постепенно снижают остроту наболевшего конфликта.

Практические психологи, изучающие невербальные сигналы, выделяют целый класс жестов критического отношения к собеседнику. Например, рука у рта. Такие жесты трактуются обычно как закрытые. С точки зрения соционики, это объясняется скорее не интроверсией, а негативизмом.
Негативизм несет с собой ощутимую телесную напряженность. Если привлечь для сравнения такую пару противоположностей, как зарядка/разрядка, то для негативистов автоматически запускающимся процессом является первый полюс. Негативно заряженные типы легко перевозбуждаются (особенно, если они еще и динамики). Поэтому в целях компенсации негативистам рекомендуются физические упражнения на расслабление, сглаживание внутреннего потенциала. А позитивистам лучше выполнять комплекс физических упражнений с целью возбудиться, обострить свои физиологические процессы.

3.  Полярность "эволюция/инволюция"

В самом общем виде эту полярность я понимаю как противопоставление процессов
развертывания/свертывания. Именно эта семантика заложена в используемых мною в качестве терминов латинских словах evolutio и involutio. Встречается и другое, менее формальное название этой полярности — правые и левые типы.

3.1. Интеллектуальный уровень.

В первом приближении для описания эво/инво-различий на этом уровне подойдет противопоставление дедуктивного и индуктивного мышления. Недостаток в том, что эта полярность в литературе о мыслительных операциях трактуется, по крайней мере, в двух разных смыслах. Дедуктивность в первом смысле понимают просто как строгую последовательность изложения мысли, т. е. как соционическую рациональность, а индуктивность — как выводы, следующие после практического опыта, т. е. иррациональность.
Я же буду понимать эту полярность во втором смысле, а именно как упрощение или усложнение структуры предмета мысли. Это значит, что при дедуктивном подходе из набора простых и очевидных утверждений (аксиом, постулатов) последовательно выводятся необходимые сложные следствия (теоремы). Суждение протекает в направлении от простого к сложному. Эволюционные типы, следовательно, мысленно усложняют ситуацию.
При индуктивном мышлении все происходит наоборот. Наблюдая и осмысливая сложные явления, индуктивный мозг сводит их к простым, очищенным от подробностей схемам и моделям. Таким образом, инволюционные типы, чтобы разобраться в ситуации, будут упрощать ее. Для них типично суждение в обратном порядке — от сложного к простому.
Полярность эво/инволюция дает разный масштаб рассмотрения проблемы. Эволюторы малое видят через большое. Детали отчетливы. Масштаб малый, как на подробной географической карте. Инволюторы, как противоположно мыслящие типы, большое видят через малое. Детали неотчетливы. Масштаб крупный. У негативистов, так как они мыслят более альтернативно, масштаб будет чередоваться, но приоритет все равно сохранится.

Не лишним будет заметить, что дедуктивное мышление в социуме всегда имело приоритет перед индуктивным. Объяснить феномен, построив его непротиворечивую дедуктивную теорию, всегда считалось делом чести исследователя.

3.2. Социальный уровень.

Различие этих подходов в социальном плане можно сформулировать как альтернативную пару естественность/искусственность. Под естественностью я буду понимать природосообразность — такое поведение, которое встречается в живой природе. Искусственность — такое поведение, которое принято в обществе. Например, в природе действует закон выживания сильнейших, в обществе же культивируется защита и выхаживание слабых.
Из этого проистекает различное отношение к людям ближнего или дальнего круга. В жизни эволюционных типов гораздо большую роль играет репутация. Мнение окружающих, внешнего общества оказывается для них гораздо более значимым, чем мнение близких. Инволюторы от социального контроля зависят меньше. Они уживчивее по отношению к людям своего ближнего круга общения, чье мнение они учитывают в большей мере, чем общественное одобрение или порицание.
У инволюторов встречается привычка резко свертывать разговор. Не просто обрывать общение, а именно свертывать, быстро заканчивать, резюмируя сказанное. Они также могут внезапно отклониться в сторону, а затем опять вернуться к обсуждаемой теме. Правые типы могут воспринять эту манеру как нетактичность, незаинтересованность или своеобразную демонстрацию обиды.

3.3. Психологический уровень.

Эво/инволюция наряду с другими полярностями влияет на такой комплексный параметр как стрессоустойчивость психики. Она контролирует асимметричность процессов возбуждения/торможения в нервной системе.
Эволюторы медленнее восстанавливаются после стресса, чем инволюторы. У них процесс торможения слабее поддается сознательному управлению, чем процесс возбуждения. Этим объясняется их склонность зацикливаться на своих внутренних переживаниях. Втянувшись в какой-либо процесс, они часто не в состоянии выйти из него. Это может быть азартная игра, прием наркотического вещества, потребление алкогольных напитков или что-либо подобное вплоть до интернет-аддикции.
Как следствие, степень программируемости психики у эволюторов выше, чем у инволюторов. Программирование предполагает путь в одну сторону, исключает возможность развернуться или отмахнуться от навязываемого маршрута. Один из удерживающих механизмов программирования — это фобия (навязчивый страх). Допустим, вы не можете избавиться от мысли, что обязательно упадете на скользкой дороге. Это пример фобии. И тогда вы действительно упадете, даже если наденете альпинистские ботинки.
По моим наблюдениям, инволюторы подобными фобиями серьезно не страдают.
Таким образом, инволюторы быстрее и менее болезненно избавляются от иллюзий, навязанных мнений, внушенных мыслей, фанатичных состояний и т. п. Именно по причине право-левых разногласий раскалываются квадры и формируются кольца социального прогресса.

3.4. Физический уровень.

Полярность эволюция-инволюция проявляется на нижнем уровне коммуникации через ориентацию на процесс или результат.
Эволюционные типы гораздо более склонны к процессуальности, которая включает в себя тщательную проработку деталей. Они подчинены логике развертывания процесса, предполагающего движение от начала к концу, а также сверху вниз.
Инволюторы, торопясь получить результат, нередко пренебрегают деталями процесса, что понижает общее качество. Такая система поведения приводит к терпимому отношению к возвратам и переделкам. Их устроит
пусть и неоптимальное, но своевременное решение. Для них характерно совершение возвратных движений — от конца к началу, снизу — вверх.
Проиллюстрирую этот признак на примере чтения книг. Заглядывание сразу в конец или на нижнюю часть страницы характерно для инволюторов. Такое чтение в обратном порядке не только не лишает их удовольствия новизны, а, наоборот, стимулирует их активность в усвоении информации. Не надо путать инволюцию с простым забеганием вперед из-за нетерпеливости, после которого все же продолжается плавное чтение.
У инволюторов наблюдается резкость в движениях, а также скачкообразность переключений с одной деятельности на другую. Эти рывки составляют явный контраст плавности у эволюторов. В традиционной соционике резкость движений приписывается рационалам. По моему мнению, это качество в большей степени зависит от инволюционности. В качестве подтверждающего примера возьмем типы LF (ЛСИ) и RI (ЭИИ). Их движения как раз отличаются мягкостью и плавностью. А вот характер движений иррационалов FL (СЛЭ) и IR (ИЭЭ) настолько резок, что обучить их плавным движениям практически невозможно.
Четче уяснить глубинную разницу между инво- и эвопроцессами поможет следующая аналогия. В биологии рассматривают диссимиляцию и ассимиляцию как две стороны обмена веществ в организме. Диссимиляция (второе название — катаболизм) — это расщепление сложных соединений с освобождением энергии, устранение продуктов распада из организма. Соответствует той роли, которую выполняют инволюторы в групповой динамике. Асиммиляция (анаболизм) — это усвоение из внешней среды необходимых для жизни веществ, их превращение в более сложные соединения. Эта коммуникативная роль соответствует поведению эволюторов.