Психические функции по А. Аугустинавичюте

ЧИ. Черная интуиция.

Воспринимается информа­ция о потенциальной энергии объектов, например информация о физических и психических способ­ностях и возможностях человека. Это восприятие дает способность понимать структуру объектов и явлений, разобраться в их внутреннем содержании. Им определяется способность или неспособность человека видеть реальные потенциальные силы ок­ружения.
Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается познавательными интересами. Он посто­янно занят изучением глубинных явлений, которые довольно успешно доводит до других, сложное пре­вратив в простое. Любит объяснять другим то, что сам понял. В благоприятных условиях становится ученым или писателем. Способен находить оптимальные способы для увеличения потенциальной энергии объекта. «Заряжает» других своим пони­манием возможностей окружающих объектов.

ЧЭ. Черная этика.

Воспринимается информация о процессах, которые происходят в объектах: в пер­вую очередь, о происходящих в людях эмоциональ­ных процессах, их возбужденности или подавлен­ности, настроениях. Этот аспект восприятия дает способность разбираться в том, например, что лю­дей возбуждает, а что подавляет. Им определяется способность или неспособность человека управлять своим эмоциональным состоянием, а также эмоци­ональным состоянием других людей.
Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается способностью индуцировать или переда­вать свои настроения другим людям, заряжать дру­гих людей своими эмоциями: Способен активизиро­вать духовную жизнь других людей, их эмоцио­нальную готовность к активности. Можно сказать что у такого человека есть способность заражать других своими настроениями и склонность навязы­вать другим именно те эмоциональные состояния, которые он считает полезными для жизнедеятель­ности этих людей.
То, что обычно называется эмоциями или про­явлением эмоций человека, является не чем иным, как только формой непосредственного выплескива­ния этой внутренней возбужденности наружу, по­чти без использования ее в мышечной активности. Веселый человек, который смеется, выплескивает эмоциональный заряд, возбуждение в определен­ных движениях мышц лица и всего тела. Это может быть средством снятия перевозбуждения, когда на­пряжение не может быть использовано для той ак­тивности, которой оно предназначалось. Но это мо­жет быть и сознательным способом передачи своей возбужденности другим людям — индуцирование своего внутреннего возбуждения в психике других людей. А вот, например, гнев — тоже способ сня­тия перевозбуждения, но он, как правило, направ­лен не на эмоциональное возбуждение, а на эмоци­ональное подавление и опустошение других людей, на уменьшение их активности или направление этой активности по строгому руслу.

ЧС.   Черная сенсорика.

Воспринимается информа­ция о том, что можно назвать «кинетической энергией» объектов, например: информация о внешней организованности человека, его физических и энер­гетических данных, умении пользоваться своей во­лей, служебным положением, противопоставлять свою волю воле других людей. Это восприятие дает способность видеть, какими запасами «кинетичес­кой энергии» отличается тот или иной человек и насколько он может быть полезным в деле. Им определяется способность или неспособность чело­века противопоставлять свою волю и энергию воле и энергии других людей.
Когда этот аспект восприятия является веду­щим, человек отличается волевыми качествами. Он отличный организатор любого нового дела. Отли­чается способностями мобилизации людей на дости­жение цели, умеет пользоваться и управлять оду­шевленными и неодушевленными предметами. Умеет обращаться с вещами, воспроизводить по имеющимся примерам почти любые предметы. В этом проявляется его способность к организации материи. Такие люди отличаются стремлением к реализации своей воли, энергии, сил, стремлением к подчинению своей воле воли других.

ЧЛ. Черная логика.

Воспринимается информация о физической активности, поступках; о деятельнос­ти одушевленных и неодушевленных объектов. Это восприятие дает способность разбираться в проис­ходящем. Им определяется знание и умение или неумение придумывать методы действия, отличать рациональные поступки от иррациональных, уме­ние или неумение руководить работой других.
Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается умением планировать свою работу и ра­боту других людей, понимать логичность и алогич­ность процессов, корректировать в соответствии с этим рабочую активность других людей. Способ­ность использовать самому и передавать другим наиболее рациональные способы действия.

БИ. Белая интуиция.

Любые процессы происхо­дят во времени, то есть имеют корни в прошлом и продолжение в будущем. Время — это отношение между следующими друг за другом событиями. Этот аспект восприятия дает информацию о после­довательности происшествий и поступков людей, о их причинной взаимообусловленности и об отноше­нии самих людей к этому, то есть о чувствах людей, которые этой взаимообусловленностью событий вы­зываются.
Непосредственную информацию извне, то есть информацию, получаемую посредством первой сиг­нальной системы, индивид осознает как чувства к будущему, прошлому и настоящему. Например, чувство спешки, спокойствия или горячности, чув­ство своевременности или преждевременности, чув­ство надлежащего или ненадлежащего ритма жиз­ни, чувство будущей опасности или безопасности, чувство ожидания, страх опоздать, чувство предви­дения будущего, тревога о предстоящем и т.п.'7 В любой из моментов своей жизни человек имеет ка­кое-то чувство времени. Он не может жить вне вре­мени или к нему никак не относиться. Потому со­ставной частью его духовного состояния в любой момент жизни и является какое-то конкретное чув­ство времени. Этим аспектом восприятия определя­ется способность или неспособность человека про­гнозировать и планировать будущее, уклоняться от возможных неприятностей, избегать ошибочных поступков, учиться на прошлом опыте.
Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается стратегическими способностями, умени­ем выбирать самые оптимальные моменты для про­явления той или иной активности. То есть давать бой, когда это необходимо, и уклоняться от него, когда это является более правильным, как, напри­мер, всю жизнь поступал Кутузов.
Взаимодействие во времени можно назвать спо­собностью избежать столкновения с объектами и тем самым — избежать их отражения в себе.

БС. Белая сенсорика.

Внутреннее состояние в объекте мы рассматриваем как отношение меж­ду событиями, которые обуславливают друг дру­га. Этим элементом воспринимается информация о том, как процесс отражается на внутреннем состо­янии. Это самочувствие и чувства людей, которые этой взаимообусловленностью вызываются. Взаи­модействие в пространстве — не что иное, как от­ражение одного объекта в другом. Объекты отра­жаются в объектах, вызывая друг в друге опре­деленные чувства. Непосредственную информацию извне индивид осознает как чувства от происходя­щего. Допустим, чувство боли — это не что иное, как отражение в мозгу человека отношения между функционирующим организмом и происходящим в какой-то его части процессом, который этому функ­ционированию мешает.
Когда этот аспект восприятия ведущий, чело­век способен изменять качества окружающего про­странства и самочувствие находящихся в нем лю­дей. Он умеет избегать физического дискомфорта и охранять от него других. Это определяется спо­собностью воссоздать однажды пережитые эстети­ческие чувства. Отличным примером является Ру­бенс (#СЬ), который создавал свои картины не с натуры, а по памяти о когда-то пережитых эстети­ческих чувствах. Создавая картину, он стремился к воссозданию у зрителя определенного эстетичес­кого переживания. Такое творчество — возрожде­ние объекта, обеспечивающего человека заданными автором эстетическими чувствами. Когда индивид с тем же типом ИМ стряпает, он тоже начинает с того, что представляет себе, какой вкус будет иметь изготавливаемое блюдо. Эти люди способны отли­чать однажды пережитые эстетические чувства от новых. Умеют их коллекционировать и помнить. Видимо, потому среди «экстрасенсов»-диагностов много людей именно с таким восприятием. Это и способность противопоставлять свои эстетико-сенсорные потребности соответствующим потребнос­тям других людей, умение бороться за их удовле­творение, умение формировать и изменять на более совершенные не только свои собственные эстетичес­кие вкусы и привычки, но и вкусы и привычки других людей. Можно сказать, что их отличает спо­собность навязывания своего понимания эстетики и комфортабельной жизни другим людям.

БЛ.   Белая логика.

К логическим относим чувства, которые возникают при сравнении одного объекта с другим на основе какого-либо объективного пара­метра. Например, чувство расстояния, веса, объе­ма, ценности, силы, качественности. Это чувства объективной оценки, которая в определенных слу­чаях способствует активации или пассивации испы­тывающего их человека. Непосредственную инфор­мацию, получаемую посредством первой сигналь­ной системы, индивид осознает как чувство сораз­мерности и несоразмерности объектов, чувство рав­новесия или неравновесия между ними, как чувство понимания или непонимания преимуществ одного объекта перед другим. Сюда относятся все чувства, которые вытекают из познанности или непознанности объектов и явлений: любознательность, ува­жение, страх, чувство логичности-алогичности. И в том числе — чувство собственной силы или бесси­лия перед тем или другим объектом.
Всю группу этих чувств назовем логическими. Их сумма — чувство логики человека. Есть люди с более или менее развитым чувством логики.
Можно сказать, что логические чувства несут информацию о познанности или негюзнанности, срав­нимости или несравнимости объектов, о наличии или отсутствии равновесия между ними. Как и о пространстве и месте объекта в нем.
Они отличаются объективностью, потому что не учитывают интересов и потребностей самого че­ловека, а лишь соотношение объективных качеств. Этим аспектом восприятия определяется способ­ность или неспособность человека видеть объектив­ные, логические отношения между объектами или их составными частями.
Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается своей логичностью при оценке взаи­моотношений объективного статического мира, то есть мира объектов.18 А также способностью из­менять в желаемом направлении взаимоотношения между качествами разных объектов, а через это воздействовать и на объекты как носители этих ка­честв. Правильная оценка своих взаимоотношений с другими объектами дает человеку знание, каких объектов следует избегать, а на какие можно «охо­титься». Он отличается способностью свою логику,то есть свое познание объективного мира, законо­мерностей и соотношений объективного мира, про­тивопоставлять знаниям других людей. Отличает­ся умением формировать и усовершенствовать не только свое собственное познание объективного ми­ра, но и познание других людей. Эго дает чувство силы при столкновении с логикой или алогичнос­тью других людей.

БЭ. Белая этика.

Это субъективное отношение между двумя носителями потенциальной или кине­тической энергии, показывающее пригягиваемость (или отталкиваемость) одного объекта или субъек­та с другими объектами и субъектами. Благодаря этому элементу ИМ человек чувствует, какие объ­екты его притягивают, какие — отталкивают. Мож­но сказать, что этот аспект восприятия приносит информацию о нужности или ненужности одного объекта другому, о наличии или отсутствии взаим­ных или односторонних потребностей.
Непосредственную информацию об этом аспекте объективного мира, информацию, получаемую по первой сигнальной системе, индивид осознает как потребность в определенных объектах, удовлетво­ряющих физические желания, желания культурно-духовного порядка и потребность в других лю­дях. Это желания и интересы человека, направлен­ные на одушевленные и неодушевленные предметы. В том числе чувства симпатии — антипатии, люб­ви — ненависти, стремление приобрести какую-то вещь и т. п. Жадность или отсутствие жадности. Высшие чувства этого рода называют этическими, потому что взаимоотношения между потребностями людей в основном регулируются этическими нор­мами.
Когда этот аспект восприятия ведущий, человек отличается умением видеть и оценивать желания — как свои собственные, так и других людей, он всег­да знает, кто от кого и чего хочет. Способен про­тивопоставлять свое познание субъективного мира познанию других, свои желания желаниям других. Отличается умением формировать и изменять не только свои желания, но и желания других людей. Он отличается и умением обеспечивать себя нуж­ными отношениями с людьми, и уверенностью в своих возможностях влиять на других людей. Пра­вильная оценка человеческих потребностей дает возможность избежать рискованных столкновений при удовлетворении собственных. Это порождает и способность манипуляции привязанностью других людей к себе, умение и старание манипулировать этическими чувствами других людей, старанием при­вести эти чувства к социальному идеалу.