Интертипные отношения
А. Аугустинавичюте

I.Симметричные отношения

Симметричные и асимметричные информацион­ные отношения — две ступени интеграции интел­лекта. Симметричные — первичная, асимметрич­ные — завершающая ступень. При симметричных отношениях партнеры обмениваются информа­цией на равных условиях, то есть являются рав­ноправными коммуникантами. При асимметрич­ных — обратная связь ослаблена и во многих коммуникационных актах — трансакциях — можно говорить не об обмене информацией, а о пере­даче сообщений в одном направлении, об одно­стороннем оповещении или одностороннем воздей­ствии.

1.Отношения дуализации, или полного дополнения

Суть дополнения. Психика во многом напоминает магнит, она дуальна, то есть состоит из двух индивидуальных полю­сов. Только полюсы обычного магнита вместе, а в мире высших живых существ вторым полюсом — дуалом — является другая особь. У нас есть уверенность, что все пар­ные животные имеют дополняющие психики, то есть являются по меньшей мере двутипными. Только их «типность», вероятно, определяется не в контактах с родителями, а в период спари­вания.
Жизнь человека исключительно осложняется его шестнадцатитипностыо, так как обзавестись при этом «вторым полюсом» удается далеко не всегда. Человек без дополнения в лице дуала - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода.109 Однако он определенно знает, что его «не пони­мают», но кто в этом виноват — он сам, трудное детство или общество, — он не знает. В таком состоянии невозможно жить в мире с миром. На­громождаются всевозможные конфликты, проти­воречия, беспричинная агрессивность. Человек тя­нется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях с ними. Трудно найти нужное, если не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда.
А еще разница в интеллектуальных уров­нях. Не каждый может пойти тем путем, ка­ким в своей личной жизни пошли Ж.-Ж. Руссо и В. Гете, чтобы обеспечить себя дополняю­щими психиками женщин из низшего сосло­вия.* Оба жили несколько вне общества или — «выше общества», в условиях, позволявших пол­ностью отгородить семейную жизнь от света, в котором они жили и работали сами.
Принято говорить, что обыкновенным людям жить легче, чем незаурядным. В этом, по-видимому, есть некоторый смысл, так как первых больше и, само собой, в окружении большее число интел­лектуально подходящих, дополняющих дуальных психик.
Асимметрия психики. Психика человека асим­метрична. Ни один человек не может быть одновре­менно экстравертом и интровертом, иметь развитое и индуктивное, и дедуктивное мышление, быть сен­сорным и интуитивным, логическим и этическим. Но без всех этих свойств трудно обойтись даже в повседневной жизни.
Экстратиму нужен интротим, индуктивному — дедуктивный и г.д. Отношения между двумя тина­ми ИМ со всеми дополняющими свойствами мы и называем дуальными отношениями, отношениями дополнения,** или дуализацией. Человек не только физиологически, но и психически парное сущест­во.110 Каждому необходим кто-то близкий с допол­няющим типом ИМ — отец, мать, брат, сестра, супруг, сослуживец. Индивид, выросший при пси­хически дополняющем его родителе, отличается бо­лее легким нравом и более уравновешенной нерв­ной системой, лучше социализирован. Другие лее чувствуют себя в какой-то мере потерянными, ви­новными или ненужными, им не хватает психичес­кого иммунитета, ярче выступает агрессивность (у экстратимов) или конформность (у интротимов). Они чаще попадают в конфликтные ситуации и уто­пают в неврозах.
Любая деятельность человека четырехаспектна. В ней неизменно имеется тактический (отношение с настоящим — О), стратегический (отношение с будущим — Д), технический (отношение с приро­дой — □) и этический (отношение с людьми — Ь) аспекты. Каждый из членов диады автоматически, в соответствии со структурой своего типа ИМ, при­нимает ответственность за два аспекта этой про­граммы. Один, допустим, за тактический и этичес­кий, другой — за стратегический и технический. И тем самым совершенно снимает эту ответственность с другого.
Как люди с дополняющими дуальными психи­ками воспринимают друг друга?
Как партнера, который всегда знает, что и когда нужно делать, понимает, умеет поддержать, защи­тить, никогда не обижает и, что еще важнее, не обижается. При таком партнере человек более ак; тивен и более силен.111 Живущий без дополнения постоянно в любом проявлении активности как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называют отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для вос­становления психического (и физического) равно­весия.
Источником раздраженности и конфликтов между людьми в работе бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного под­хватить и поддержать инициативу другого. У дуа- лов такие конфликты невозможны. Они действуют слаженно и этой слаженностью активизируют друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нужный момент вернуть ее в пер­вые руки. Попеременное изменение активности не оставляет обойденных вниманием звеньев в испол­няемой работе и повышает результативность труда. Кроме того, то, что делается одним, другим вос­принимается как проявление исключительно цен­ного понимания, умения, ценных и редких способ­ностей.
Дуалы не только не хотят, но и не могут де­структивно влиять друг на друга. У них нет таких информационных возможностей, не получаются пе­рекрестные трансакции. Как сходятся при появле­нии общих интересов, так и расходятся при их от­сутствии очень просто, без компликаций.
Такой партнер лучше других потому, что ему не нужны уступки. Все идет как бы само собой. От­ношения между ними могут быть серьезно-деловы­ми или шутливыми. Никогда — злобными или аг­рессивными.
У каждого бывает плохое настроение, которое проявляется в какой-то ворчливости. Дуалов это не задевает. Ворчливость никогда не воспринимается как неприятный упрек. Часто именно это — форма общения, отличающаяся самой большой непосред­ственностью, с помощью которой за минимально короткое время партнеру передается обширная ин­формация. Часто ворчливость — лишь обращенная к партнеру неосознанная просьба объяснить что-то, ему самому непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала, правильно прореагировать, то есть дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто промолчать, не может.
Однако следует отметить, что в браке людей с дополняющими психиками возможны временные недоразумения. Это происходит с парами, которые не чувствуют своей собственной дуальности из-за того, что росли в семьях, где не было дополнения, не могут положиться на других и, кроме того, в родительской семье не научились программировать дуала. Интересно, что если хотя бы один из них умеет программировать, то второй очень быстро выучивается «принимать программу». Большинст­во людей не знает и не чувствует, что такое дуа- лизация собственной психики, и потому не ищет ее. Поэтому и в период добрачной дружбы есть склонность искать не дуализацию и духовный ком­форт, а великую, «самоотверженную» любовь. Многие уверены, что чувство должно сопровож­даться духовными муками: «нет любви без страда­ний». Дуализация повышает самоуважение челове­ка. Благодаря ей постоянно осознается собственное место в обществе. Она дает чувство полезности об­ществу через свою полезность и необходимость партнеру и достоверную информацию о своем месте среди других людей, с помощью которой можно корректировать поведение. Чем больше во­круг людей с дополняющими психиками, тем эти чувства сильнее.
При чтении книг, написанных рукой дополняю­щего дуала, отдыхают.112 Такова же реакция па все другие формы искусства. Отдых, спокойствие, чув­ство полноты жизни. Помощь дополняющему дуалу помощь себе, реализация своих собственных потребностей. Стараются не столько помочь друго­му, сколько реализовать себя. То, что эти люди отдают друг другу, им не только ничего не стоит, но является обязательной основой психической и физической жизнеспособности. Второй по-настоя­щему незаменим и дорог, поскольку позволяет самореализоваться. Однако отношения взаимопо­мощи образуются не между всеми дуалами. Для этого нужна реальная кооперация. Поэтому отно­шения могут быть также и отношениями полной индифферентности.
Когда у людей с дополняющим типом ИМ ин­тересы настолько противоположны, что они строят друг другу козни, они порывают, но не ссорятся: ссора без перекрестных трансакций невозможна. При изменении внешних обязательств снова коопе­рируются, словно ничего между ними не прои­зошло.

2. Отношения полной противоположности и нейтрализации

Люди успешно кооперируются лишь в том случае, когда между их кодами ИМ существует общность и они понимают друг q q друга. При «бесконтактном» отношении такое понимание отсутствует. Это прояв­ляется и как полное непонимание мотивов актив­ности, и как полное непризнание методов деятель­ности другого. Таким людям трудно, почти невоз­можно что-то делать вместе, работать по общим планам. При наблюдении за ними создается впечат­ление, что активность человека, его энергия имеют волнообразную природу, что эти два индивида из­лучают волны, которые совпадают по длине, но не по фазе. Волны перекрывают друг друга, и энергия исчезает. Активность одного тонет в активности другого. В действительности так оно и получается: они мешают друг другу. Обычно деятельность дру­гого признают при производстве материальных, а не духовных ценностей.
Однако если люди это свое интеллектуальное различие познали теоретически или хотя бы практически, «интуитивно» и знают', что им в любом деле нужен кропотливый перевод с одно­го кода на другой, с языка одного тина ИМ на язык другого, то деловое сотрудничество мо­жет оказаться очень благотворным. Нам удалось наблюдать сотрудничество при создании повой теории между ’ ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИМ ЭКСТРАТИМОМ и ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИМ ИНТРОТИМОМ. Несомненно, это сотруд­ничество было возможно лишь по той причине, что перед их глазами был одни и тот же участок конкретной действительности. Первый, обладая аналитическим умом, во все углублялся способом индуктивного мышления, второй разрабатывал методику, размышлял, как ухватить, обобщить, синтезировать замеченные первым закономерности и найти способы их объективной проверки. Что по-настоящему объединяло этих людей, так это азарт и упрямство, с которым они брались за дело.113
В общении наедине могут делиться мыслями, ве­сти мирные поверхностные, полушутливые разгово­ры, производить обмен информацией, в котором участвует лишь какой-то верхний слой личности. Но при этом становятся осторожными, затаивают­ся, стараются не проявлять себя. Все «слабые ме­ста» исчезают автоматически вместе с исчезновени­ем активности. Положение меняется с появлением третьего лица, каждый старается привлечь его на свою сторону.
Иногда такие люди принадлежат к одной н той же группе, имеют общих друзей, уважают интел­лект друг друга и даже симпатизируют друг другу (хотя бы образу жизни). Но даже в таком случае теряются, когда сталкиваются с мотивацией пове­дения другого. Успешность их общения во время совместных бесед может быть лишь показателем того, как много заученного во внешней культуре человека. Если раскрыть подлинный смысл их мыс­лей, окажется, что за одними и теми же словами или нормами скрывается едва ли не противополож­ный смысл.
Когда это далекий, малознакомый человек, в нем, как правило, видят не столь неприятную, сколь загадочную натуру, которой трудно или не­возможно доверять, с которой нельзя работать вместе. О таком человеке никогда точно не извест­но, говорит ли он правду, лжет или шутит, изде­ваясь над твоей непонятливостью. Это неприятие одним другого ярко выступает при просмотре фильмов с актерами, имеющими противоположный тип ИМ. Какую бы роль актер ни исполнял, он воспринимается как абстракция. При просмотре снимков незнакомых людей с противоположным ти­пом ИМ изображенные на них люди нередко ха­рактеризуются отрицательно, как неприятные, дву­личные, фанатичные и т. п.
Когда такой человек работает рядом, многое в его поведении (взаимно) воспринимается как хитрая, завуалированная (потому что окружа­ющие ее не замечают) агрессивность или на­смешка.
Интересна реакция на книги, написанные авто­ром с противоположным типом ИМ. Если это даже художественные произведения, на их содержании чаще всего трудно сосредоточиться. Научные и во­все не понятны. Всегда кажется, что автор таких книг в большей или меньшей мере неприятно изде­вается над другими людьми: и над героями, и над читателем. Многое выглядит ложным, искусствен­ным, даже унижающим. В лучшем случае писатели с противоположным типом ИМ, если даже это Бальзак, Золя или Мопассан, воспринимаются как представители легковесной, поверхностной лите­ратуры.*
Интересна еще одна сторона вопроса. Противо­положность типов ИМ — это полная противопо­ложность всего сознательного, противоположность сознательности интеллекта. Но человек — не только интеллект. Это еще и физическое сущест­во, отличающееся теми или иными физическими качествами. Физическую красоту индивида про­тивоположного типа «ИМ» отмечают чаще, чем кого-либо другого. Нередко в противоположном тине видят подчеркнутую сексуальность. Иногда в этом отрицание, а чаще некоторое одобрение, подобное тому, которое мы слышим при оценке породистых лошадей или собак. Создается впе­чатление, что при противоположности типов ИМ, когда духовные свойства человека становятся почти неуловимыми, гораздо больше бросается в глаза плотская натура человека, его физичес­кое Я.
Но в браке с таким человеком жить почти не­возможно и из-за духовной, и из-за чисто сексуаль­ной несовместимости. Тип сексуальности человека определяется типом ИМ.
Ласка, любовные игры — это тоже не что иное, как обмен информационными сигналами на уровне первой сигнальной системы. Эти сигналы или удов­летворяют потребности организма и способствуют налаживанию энергетического метаболизма, или не способствуют. Отсюда — хорошее или плохое са­мочувствие, удовлетворенность или неудовлетво­ренность своим физическим Я.

3. Отношения недостаточного дополнения

Мирные, но несколько обманчивые отношения. Такие люди довольно легко входят в контакт, испытывают к друг другу симпатию, но при большем сближении, в об­щем деле оказывается, что им сотрудни­чать трудновато, что они не поощряют активности друг друга, не способствуют ей. Все «вроде так», и вместе с тем что-то все время не сходится, чего-то не хватает. Отношения очень напоминают извест­ный случай, когда температура зажигания выше температуры горения. Это воспринимается как ре­зультат эгоистического поведения второго индиви­да, которое и затрудняет продуктивное коопериро­вание.
Отношения в таком случае ограничиваются трансакциями взаимодополняющего типа — при­стройка рядом. Пристройке снизу не получается, пробы такой пристройки чаще всего превращаются в шутку.
Немногим от отношения недостаточного допол­нения по своей сути отличается отношение, которое мы называли миражным (см. табл. 2, 3). Только миражные отношения легче. Второй может казать­ся поверхностным, легковесным, но не эгоистич­ным человеком.

4. Отношения конфликтности

Это отношения довольно сильного притяжения и опасных конфликтов. Пока такие qq люди находятся на «безопасном расстоянии», они привлекают друг друга, восхи­щают какими-нибудь способностями, в том числе умением держаться, осанкой. Но при непо­средственном общении из-за того, что наиболее раз­витая первая функция одного постоянно и со­вершенно непроизвольно наталкивается на место наименьшего сопротивления, то есть на третью функцию второго, они совершенно непреднамерен­но, неожиданно для себя обижают друг друга, при­чем чаще всего в момент наибольшего сближения и доверия, когда меньше всего этого ожидают, когда с официального или хотя бы внутренне холоднова­того тона переходят к задушевности, начинают по­зволять себе некоторую раскованность, проявляют чувство юмора.
Почему так происходит? По-видимому, потому, что та информация, которая у одного связана с первой функцией и дается настолько легко, что над ней можно подшучивать, у другого связана с самой напряженной третьей функцией, а здесь уж не до шуток. Обижаются не только на слова. В равной мере человека могут обидеть, задеть, унизить улыб­ка, взгляд, движение, просьба о мелкой услуге или наоборот — предложение услуги. Все то, что для людей с дополняющим типом психики было бы зна­ком внимания, дружелюбия, людям с конфликтны­ми типами ИМ кажется сознательным унижением, признаком и доказательством неуважения и плохо­го отношения к ним или к их чувствам и поступкам. Задетый и обиженный сенсорик (тактик) старается прореагировать, то есть защититься тут же. Обиды интуитивных (стратегов) накладываются и откла­дываются на более далекое будущее. Как в первом, так и во втором случае оба участника конфликта уверены в злых помыслах второго, в его неужив­чивом характере, злобности, умении придумывать издевательства. По сути дела, это перекрестная трансакция, при которой больно задеваются оба комм у ник анта.
Отношения между такими индивидами могут быть удовлетворительными только при условии эмоциональной сдержанности, при соблюдении официальности и определенной, немного показной, сухой приветливости, то есть на помощь приходит маска вежливости для соблюдения «безопасного расстояния». Это и впрямь напоминает правила безопасности движения на дорогах. Чем расстояние меньше, тем свободнее, дружелюбнее, сердечнее можно вести себя друг с другом. Однако, как толь­ко оно уменьшается, приходится сбавлять скорость, притормаживать. В семье эти отношения опасны. Супруги могут научиться так вести себя друг с дру­гом, чтобы избежать встречных ударов, но при этом постоянно сдерживаются эмоции, что чревато сома­тическими и психическими нарушениями.
Не всегда кажется, что второй обижает нарочно. Возможно мнение, что партнер — эгоист, что он черств, эмоционально или интеллектуально недо­статочно развит, что ему совершенно безразличны чувства других людей.
Пример. «Ах, какой у тебя красивый костюм, — обращается . ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ИНТРОТИМ к ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКОМУ ЭКСТРАТИМУ. — И ради кого ты его надел, ради Эльзы или Иоланты?»
Дополняющий ЭТИКО-СЕНСОРНОГО ИНТРОТИМА - ЛОГИКО-ИНТУИТИВНЫЙ ЭКСТРАТИМ, который всегда ходит растрепан­ным, воспринял бы эту шутку как факт, что он достаточно хорошо выглядит и что в его внешности достаточно уважения к другим людям, в том числе и к девушкам. И никаких двусмысленностей не за­метил бы.
Совершенно иначе с ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИМ ЭКСТРАТИМОМ, который то­же ходит достаточно растрепанным, но который из-за этого постоянно переживает, ему это непри­ятно и он никогда не уверен в том, достаточно ли хорошо выглядит и не шокирует ли людей. Эти переживания снимают только заверения дополняю­щего его СЕНСОРНО-ЭТИЧЕСКОГО ИНТРО­ТИМА. Если нет дополняющего, он стара­ется, чтобы его одежда была «от хорошего порт­ного», что исключает любые сомнения по этому поводу. Поэтому первую часть вышеупомянутого замечания-шутки он воспримет как нужное ему за­верение. А вот вторая его больно задевает, так как его СУПЕРЭГО отличается большой осторожно­стью в отношении манипуляции любыми одушев­ленными предметами. Одеться ради кого-то уже является элементом такой манипуляции. Он ста­рается одеваться «как подобает» лишь для того, чтобы его не замечали, чтобы не выделяться сре­ди других людей своей группы, а не для того, что­бы обратить на себя чье бы то ни было внима­ние. Такой намек становится ударом по месту на­именьшего сопротивления — загадочной третьей функции.
Попутно заметим, что ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ИНТРОТИМ, когда задевают его самого, обвиняет задевающего в желании подчинять себе других людей и злобно отмечает, что в данном слу­чае гот «не на такого напал». Это совершенно понятно, если вспомним значение ведущего блока данного типа ИМ. Интеллект (ЭГО) ЭТИКО­СЕНСОРНОГО ИНТРОТИМА приспособлен к определенного типа власти над людьми, и сам под­чиняться другим он и не хочет, и не может. Он подчиняется лишь логике происходящего в объек­тивном мире. И тому, кто ему на эту логику ука­зывает.

6. Зеркальные отношения

Интеллекты этих людей в силу идентичности двух наиболее развитых функций во многом очень схожи. Однако один из них интротим, другой экстратим. Кроме того, совершенно различны их третьи функции. Все это влечет за собой существенные различия. Отношения осложняются тем, что в противополож­ность отношениям полного тождества между ними заметно довольно сильное притяжение. Причина этой тяги — противоположное направление им­пульса в активном кольце ИМ, которое внешне проявляется как упорный поиск в другом своего усовершенствованного Я. Отсюда обоюдная склон­ность «влюбляться» в тождественные и более со­вершенные духовные свойства другого.
Влечение этих людей друг к другу, по-видимому, особо заметно и чревато осложнениями, когда человеку из-за отсутствия близких людей с допол­няющим типом ИМ не хватает чувства своей зна­чимости. Когда он мало знает, мало чувствует себя и ему не на кого опереться, когда он привык искать опору в себе и себе подобных, а не в дополняющих,и старается сам разобраться в своей социальной ценности. Во втором много схожего и, кроме того, есть недостающее ему самому. Для экстратима это уверенность интротима в себе (духовное равнове­сие, невозмутимость, умение отстаивать свое внут­реннее Я). Для интротима — смелость и бесстра­шие экстратима во внешнем мире. Иногда это при­водит к тяжелой любви и трудным, незрелым бракам, в которых оба отличаются похожими та­лантами и отсутствием дополнения. Отсюда появ­ление неприятных стремлений к перевоспитанию и усовершенствованию партнеров. Они или постоян­но ревнуют друг друга (сенсорики), или чувствуют недостаток внимания — хотя бы в форме ревности (интуитивные). Слишком они похожи: трудно и порвать, и сосуществовать.
Интересно, что к перекрестным трансакциям их отношения не приводят. Во всяком случае, нам не пришлось наблюдать таких явлений даже тогда, когда люди изощрялись в издевательствах друг над другом. По-видимому, из-за того, что у них нет возможности задеть слаборазвитые функции ком­муниканта. Так называемый скрытый смысл сооб­щения до них не доходит, «отскакивает».
Пример из семейной жизни: «Аня, — кричит из кухни ИНТУИТИВНО-ЭТИ ЧЕСКИЙ ЭКСТРА- ТИМ (ТАЪ), — чайник закипел». Аня, ЭТИКО- ИНТУИТИВНЫЙ ИНТРОТИМ (ТЬА), понимая, что муж об этом важном событии оповещает ее, вмес­то того чтобы выключить газ самому, бросает де­ло, которым занималась, со страдальческим выраже­нием лица приходит на кухню и молча выключа­ет газ.
Совершенно по-другому вела бы себя жена с до­полняющим типом ИМ, то есть СЕНСОРНО-ЛО­ГИЧЕСКИЙ ИНТРОТИМ (ТОЙ), которая для того и существует, чтобы подсказывать супругу, какие действия являются разумными. Она преспо­койно отозвалась бы: «Выключи», и все остались бы довольны. Жена — тем, что муж без нее не может обойтись, муж убедился бы, что на жену всегда можно положиться, так как ИНТУИТИВ­НО-ЭТИЧЕСКИЙ ЭКСТРАТИМ не берет ответст­венности за объективные процессы и полную ответ­ственность как за отдельные поступки, так и за методы действия перекладывает на других.

7. Отношения тождества, или идентификации

Их можно назвать классическими отношениями отца и сына, матери и дочери. В слаженных семьях, в которых муж и жена имеют дополняющие типы личности, такая идентичность с родителями встречается довольно часто.* Дочери чаще вырастают с иден­тичными матери типами психики, а сыновья — отцу.
Отношения идентификации, как и отношения дополнения, необходимы при формировании лич­ности детей: никто не может стать лучшим учите­лем, чем идентичный, и лучшим воспитателем, чем дополняющий. Поэтому в семьях, в которых роди­тели дополняют друг друга, для каждого из де­тей один из них может быть тождественным, дру­гой дополняющим. Такие семьи создают оптималь­ные предпосылки для воспитания и социализации детей.
Дополняющий тип действует непосредственно на подсознание, на формирование привычек и стерео­типов поведения.116 Человек, один из родителей ко­торого обладал дополняющим типом психики, чув­ствует свою ценность и значимость для людей. Он уверен, что его — как в детстве, так и в течение всей жизни — будут понимать и любить в будущей семье и в рабочем коллективе. Родители с допол­няющим типом психики внушают детям веру в свою сопричастность к делам других людей, в свою цен­ность для них, прививают умение сотрудничать, дают чувство уверенности в своей дуальности, а вместе с тем и полную возможность проявления индивидуальности.
Индивиды с тождественным типом ИМ действу­ют на сознательные функции других людей, фор­мируют сознательные идеалы, цели или методы. Кто рос с родителем тождественного типа личнос­ти, пользуется им как дорожным указателем. Идет своей дорогой более уверенно, гораздо меньше блуждает и теряется, более целенаправленно реа­лизует свой интеллект.
В настоящее время все еще распространен сте­реотип семьи, где детьми занимается в основном мать. Это порождает недостаток идентификации и адаптированности к жизни в коллективе. В таких семьях:
— тем детям, тип психики которых является тождественным типу матери (чаще дочерям), в семье не хватает дополнения. Они не привыкли к тому, что кто-то из родителей с дополняющим ти­пом психики может угадывать их мысли и желания, не привыкли к теплоте, вырастают холодными и недоверчивыми, умеющими сотрудничать. Им присущи крайняя инструменталытость и склонность все жизненные проблемы решать лишь своими си­лами, нервное напряжение, обостренное стремление к реализации интеллекта, обостренное чувство со­циального престижа, абсолютизация социальных амбиций;
— те дети, тип психики которых является до­полняющим типу матери, отлично сознают свою ценность в сфере неформальных человеческих от­ношений. Уверены, что должны быть любимыми, что их, как и всех других людей, нельзя ire любить. Однако Недооценивают возможностей своего интел­лекта, у них ослаблено стремление к его реали­зации.
Отношения тождества исключительно продук­тивны при обучении. Никакие другие отношения не дают такого высокого коэффициента усвояемос­ти излагаемого материала. Но связь между учите­лем и учеником кратковременна. Пока есть чему учить и учиться. После этого начинается совершен­но спокойное удаление. Да и вообще отношения тождества лишены сентиментальности. Даже если это отношения между людьми, которые в отноше­ниях с другими ею отличаются. Перекрестные трансакции у них не возникают. В отношениях та­ких партнеров много схожего с электрическим за­рядом. Их тянет друг к другу, пока один из них заряжен, а другой — нейтрален. А когда оба за­ряжены — каждый идет своей дорогой. (За ис­ключением случаев, когда их связывает общее де­ло, когда они являются не самостоятельными еди­ницами, а частями одного целого. Тогда это очень спокойная, продуктивная кооперация, в которой никогда нет пустых споров из-за первенства. Они слишком точно оценивают друг друга. В условиях, когда один из них становится лишним, остается тот, которому это дело по плечу или более соот­ветствует его интересам.)
Отношения тождества между людьми спокойны, такие люди понимают друг друга с полуслова. Если ими заселить необитаемый остров, появится реаль­ная опасность, что они разучатся говорить. Ведь если то, что видит один, видит другой, что понимает один, понимает другой, то о чем говорить и кому?
Писатели и художники с идентичным типом ИМ воспринимаются читателем и зрителем как люди с тонким интеллектом, способные проникнуть в суть вещей. Но никаких таинственных покровов они не срывают, никаких секретов не открывают. Про­сто мы не были там, где были они, и не видели того, что видели они. Поэтому индивиды с тожде­ственным типом ИМ ценятся не как художники, тем или другим способом украшающие жизнь, а как исследователи, открывающие новые горизонты.
Как воспринимается человек с идентичной структурой ИМ при встрече? Это очень напоминает чувство восприятия чистого окна. При условии, что вы привыкли к запыленному. Вы жили где-то на пятом или десятом этаже и совершенно не замеча­ли, что окно давным-давно покрыто серой дымкой, что оно искажает цвет неба. И вдруг видите его странно прозрачным и опасно поблескивающим. Оно, несомненно, лучше прежнего, но вместе с тем и чем-то опаснее, совершенно не защищает. И вы даже немного опасаетесь подойти ближе.
Примерно то же чувство испытывают при встре­че с человеком своего типа. Он не лучше и не хуже других. Но он для вас прозрачен и вы для него прозрачны. Притворяться перед ним нельзя. Поссо­риться невозможно. Говорит он такими простыми, «вашими» словами, что сначала даже странно. Чув­ство всепонимания способствует деловому общению и препятствует пустому, когда по сути дела нечего сказать.
В обществе часто приходится надевать маску. При отношениях идентичности эта маска просвечи­вает. И чаще всего кажется лишь наводящей грусть попыткой скрыть свою слабость и неприспособлен­ность. (Интересно, что в зеркальных отношениях маска тоже просвечивает, но там она привлекает как зов о помощи.) Если нужно, вы ему помогаете. Но если не можете или просто не хотите, он пол­ностью признает ваше право выбора. Пробежавшая по вашему лицу тень для него более красноречива, чем для другого — длительные препирательства. Он лучше любого другого знает, в какое положение вас ставит, каких благ или духовного спокойствия лишает. Он и сам бы так, наверно, поступил. Это другим вы можете казаться великим или неудачни­ком. Для него вы просто человек и ничего больше. Что-то вам не удалось, чего-то вы не захотели или не так хотели, как надо, но то, чего вы достигли, равным образом как и то, чего не достигли, совер­шенно не меняют в его глазах вашей сущности. Возможно, потому, что и то и другое в определен­ной мере доступно и ему.118 Важны не конечный результат, а расстояние, которое можно в том или ином направлении пройти. Человек измеряет свои усилия расстоянием и преградами, которые он пре­одолевает на пути к цели, а не результатом.* И суть совершенно не в том, куда вела и куда привела эта дорога. То, что одному удается найти помощников, а другим приходится мыкаться в одиночку, — рав­ный удел представителей всех типов.
Если назвать жизнь человека на земле миссией, то каждое новое поколение является ее продолже­нием. Хотя слово «миссия» сначала может пока­заться слишком возвышенным, если вспомнить до­статочно кровавую историю человечества, говоря­щую нам об озлобленности существа, гордо назы­вающего себя Homo sapiens, а на самом деле без всякого стеснения уничтожающего живую и неяш- вуто природу. Даже себе подобных. Единственное, что в наших глазах реабилитирует поступки чело­века, есть наше знание, что это не самостоятельно думающая и самостоятельно решающая единица, а лишь Vi6 ее масть. Составная человеческого интел­лекта или сверхорганизма, названного нами соци- оном. Составная часть, на которой, однако, до сих пор лежит бремя ответственности за все человече­ство и чувство вины — из-за его неумения это бремя нести, из-за неумения с ним справиться. Это — противоречие между тем, что человек знал о себе или думал о себе, и тем, чем он на самом деле является. Но если ничего не изменится и по­сле появления соционики, это будет доказательст­вом, что идея дифференциации психики себя не оправдывает.
Преемственность миссии — в культуре. Одно поколение начинает, другое развивает, дополняет, заканчивает и начинает снова. Свое, новое. И вот здесь мы сталкиваемся с одним интересным явле­нием. С оценкой открывателей новых истин в про­шлых поколениях. Каждый, кто совершил откры­тие, наряду с открытием не заметил еще чего-то, лежащего «на той лее глубине». Или сформулиро­вал открытую истину менее точно, чем это было сделано спустя 50 лет. Не важно, Дарвин ли, Эйнштейн, Фрейд, Юнг или кто-либо другой. Нам важно одно — тождественный тин в их работе не видит «ошибок». Видит удачно начатое и незавер­шенное дело, за которое необходимо взяться, в которое следует вникнуть для того, чтобы завер­шить и совершенствовать далее. Любой неправиль­ный или недостаточно точный результат восприни­мается не как ошибка или заблуждение автора, а как важная ступенька на пути развития науки, как оптимальный вывод из имевшегося в то время ма­териала. Автор не смешон и не жалок. Если мы чему-то и удивляемся, то лишь тому, как он много сделал в таких трудных жизненных обстоятельст­вах. Где он нашел время? Мы ведь знаем, как труд­на и сложна была его жизнь. Не злорадствуем по поводу тоге?, какие этот «так называемый гений» сделал «ошибки», что он не смог сразу решить то­го, над чем теперь бьются десятки институтов и притом во всем мире.
Однако следует помнить, что только человек с идентичным типом психики может вникнуть в дело учителя и проверить его. Даже более того: человек с идентичным типом ничего не принимает на веру из того, что сделал его предшественник. И пока не убедится на деле, пока не увидит своими глазами того, на основании чего создавались теории, пока не прощупает в собственной голове этой «мыслен­ной конкретики», до тех пор не поверит и даже не сумеет повторить. Он видит предпосылки, которые видел учитель, видит ход его мыслей и выводы. Не заучивает. Должен увидеть (это совершенно дру­гое). А если чего-то не может увидеть так, как видел учитель, не воспринимает и спорит. Со все­ми, невзирая на авторитеты. Пока не увидит. Нет авторитетов в делах, связанных с мышлением че­ловека тождественного типа. Это блаженство и ра­дость первых двух функций. Потому и в ошибках никого не нужно упрекать. Упрекает тот, кто за­учивал, а заученное оказалось недостаточно долго­вечным. Только нужно помнить, что каждый, в соответствии со своим типом ИМ, ход мыслей одних «учителей» видит и не упрекает их за недостаточ­ную точность, а дела других («учителя» с другими типами ИМ) заучивает, не проявляя никакого удов­летворения, если одни нормы приходится заменять другими. Для одних такой областью является нау­ка, для других — этические проблемы, искусство или философия.
8. Отношения суперэго

Люди, которые обмениваются информацией таким способом, довольно хорошо понимают мотивацию партнера, но в своей жизни пользуются различными средства­ми или имеют очень разные цели. На­столько разные, что никогда не конкурируют друг с другом. Живут достаточно отличной от партнера жизнью и ввиду различного жизненного опыта мо­гут помочь советом и поддержкой. Это бескон­фликтные, часто приятные, но довольно поверх­ностные отношения, однако положиться на партне­ра всегда можно. К перекрестным трансакциям, по нашим наблюдениям, они не приводят.
Эти отношения мы называем отношениями су­перэго, так как то, что у одного является самой сильной стороной личности (ЭГО), для второго яв­ляется источником сомнения и угрызений совести. К сожалению, наглядно это можно наблюдать толь­ко на модели А ИМ, и нам к этому еще придется вернуться. Поэтому пока ограничимся лишь приме­рами.
ЛОГИЧЕСКИМ ЭКСТРАТИМОМ . Первый из них гордится своим влиянием на людей, их любо­вью и уважением, популярностью, с удовольствием ведет людей за собой, смел и «категоричен» в эроти­ке, но исключительно осторожен в отношениях с объ­ективным миром, недоверчив к новым научным идеям и вообще ко всему объективному. Его совесть чиста только тогда, когда он манипулирует людьми, а не объективным миром.
ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСТРАТИМ, напротив, без всякого стеснения копается в любых объективных истинах, в любых науках, если они его чем-то заинтересовали, совершенно не обращая вни­мания на то, соответствуют ли его образование и дип­лом тому, чем он увлечен. Совершенно другое — от­ношения с людьми. С ними он осторожен, старается не навязывать своей воли, не отказывается от руко­водства только в таких ситуациях, когда его нельзя обвинить в стремлении к власти над людьми, когда больше некому руководить, или в опасных, ответст­венных ситуациях. Держится у власти только до тех пор, пока нет сомнения, что он незаменим. Что каса­ется любви, то уже Юнг отмечал, что по своей воле этот тип партнера не меняет.
Пример 2
ЛОГИКО-ИНТУИТИВНЫЙ ЭКСТРАТИМ и ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ЭКСТРАТИМ. Первый с удовольствием занимается, допус­тим, наукой и любым другим объективным делом, которое что-то дает его близким, а еще лучше — всем людям в будущем, и боится обвинения в том, что он не всего себя отдал делу, что он пользуется комфор­том, что ищет плотских радостей. Любовь и та опасна как одна из форм комфорта.
ЭТИКО-СЕНСОРНЫЙ ЭКСТРАТИМ - наобо­рот. Любовь и всевозможные плотские удовольст­вия — искусство. Он ярый поклонник всевозможных искусств как источника осознанной радости. Если, допустим, нужно выбирать между любовью и диссер­тацией, он всегда выберет первое, потому что второе может быть и недостаточно честным по отношению к людям. Любовь — его обязанность и предназначение, а не грех, в то время как наука — эгоистическое удовольствие. Не все люди этого типа много любили. Однако важно не это. Важно, как они относились к своим и чужим чувствам.

9. Родственные отношения

Эти отношения могут быть очень разными эмоциональном смысле. Если люди друг ДРУга уважают и признают, они могут быть в исключительно хорошем контакте.
В них столько общего и столько разного, что они становятся отличными продолжателями на­чатого другими дела. Как, допустим, Дарвин и Гек­сли, Нильс Бор и его брат. Но при отсутствии такого уважения отношения становятся неприятны­ми, колкими, люди погрязают в пустых спорах, издевательствах друг над другом, становятся свар­ливыми. Такие отношения изобилуют перекрестны­ми трансакциями.

Отношения параллельных интеллектов, или квазитождество

Это отношения между двумя экстратимами или двумя интротимами, один из которых индуктивный, другой — дедуктивный. Это люди, у которых наиболее развитые интеллектуальные функции од­нотипны, но с противоположными знаками. Ес­ли один пользуется развитой экстратимной логи­кой, то у второго она интротимна. Поэтому в ин­теллектах чувствуется своеобразная параллель­ность, которая выражается в общности интересов. Их часто связывает страсть, например, к наукам или искусству, деловитость или проблемы челове­ческих отношений. Но это всегда очень разные под­ходы к одному и тому же делу. Первый может восхищаться разумностью и неповторимостью вто­рого, но не может понять, каким образом другой делает то, что он делает, а нередко — и зачем он эго делает. Восприятие мира такими людьми на­столько различно, что даже при пересказе одной и той же книги создается впечатление, что речь идет о разных. Они могут пользоваться советами другого, но не могут учиться один у другого. Что доступно одному, совершенно чуждо другому. И вместе с тем — это люди, которые практически не имеют возможностей ни обидеть друг друга, ни поссориться. Они слишком разные. Причина этого — маленький перекрест, связывающий ниж­ние функции, что всегда означает мирное сосуще­ствование.

10. Деловые отношения

Партнеры достаточно хорошо понимают Друг друга, уважают, могут успешно сотрудничать, хотя ставят себе разные цели q q и достигают их разными средствами. Из-за сходства второй функции они более похо­жи друг на друга, чем при отношении суперэго. Но, возможно, из-за этого они слишком надеются друг на друга и ожидают полного взаимопонима­ния, что в конце концов может привести к разоча­рованию.

11. Отношения активации

Это тоже отношения двух экстратимов или двух интротимов, при которых у одного индуктивное, а у другого дедуктивное мышление. Первого постоянно удивляет и восхищает размах и находчивость другого в области новых идей, второго — умение первого принимать решения и действовать. Это наиболее оптимальное для любого общего дела отношение поддержки, защиты и активации. Причем экстратимы чувствуют склонность поощрять друг друга в активности, интротимы же скорее проявляют чув­ство ответственности за безопасность партнера. В конечном результате и те и другие оживляются и выпрямляются. Это отношения, способствующие самоутверждению личности в обществе. Поддержка личности без ее переделки. Однако в этих отноше­ниях нет слияния, как, например, при отношениях полного дополнения. Возможны скрытые трансак­ции, которые, однако, не имеют тенденций к пере­крещиванию.
По сравнению с отношениями полного допол­нения отношения активации имеют одно преиму­щество. С дополняющим всегда хорошо, но он далеко не всегда является поддержкой. Делом он поддерживает только «своих», тех, за кого чувст­вует себя в ответе, с кем кооперируется. Отноше­ния активации как отношения между двумя экстратимами (или двумя интротимами) более лояльны.