Соционические функции, В.Гуленко
Е — этика эмоцийНаходясь в состоянии эмоционального возбуждения, человек теряет объективную строгость своих суждений и погружается в бурную стихию субъективных предпочтений и чувств. Его сознание выносит очень пристрастные оценки, которые являются всего лишь выражением ценности предмета или человека для него самого. Мыслительный процесс при этом приобретает форму речи, богатой интонациями, быстрой по темпу и пространной по словесному наполнению. Мышление протекает как диалог с реальным или вымышленным собеседником.
Человек в состоянии Е претендует на социальную роль эмоционального вовлекателя. В коллективе он обращает внимание на настроение людей и активно воздействует на тех, кто отклоняется от общего уровня эмоций группы. Задача эмоционального вовлекателя — в зависимости от ситуации либо поднять всем настроение, развеселить или вдохновить, либо вызвать отрицательные эмоции, неприятно задеть, взбудоражить. Выполнив задачу эмоционального вовлечения, Е-тип переключается на внешнюю коммуникацию — завязывание связей в других коллективах и оценку положения дел у них. Эта сторона неформальной роли человека в состоянии Е называется разведка ресурсов.
В психологическом отношении состояние Е выражается как захватывающее человека сильное желание, страсть. Оно может выплеснуться в виде бурной радости или неутешного горя. В состоянии Е чувствуют другого человека, как самого себя. В этом суть процесса эмпатии, которая так необходима практикующему психологу. Состояние Е рационально, то есть оно человеком осознается, однако им очень тяжело управлять. Страсть, будь то радость или горе, всегда одностороння: она кон центрирует все психические ресурсы человека на одном объекте и лишает его тем самым возможности выбора.
Хорошо узнаваемы физические признаки человека, погруженного в состояние Е. Это широко распахнутые и горящие глаза, богатая мимика, быстрая и выразительная жестикуляция, беспорядочно-порывистые движения, изменение цвета лица в сторону покраснения или побледнения. Умение входить в состояние Е необходимо всем, кто работает на сцене или вообще выступает перед аудиторией. Эмоциональная выразительность актера или оратора — главное средство влияния на аудиторию.
Р — деловая логикаСостояние деловой логики в интеллектуальном смысле — это расчет выгоды, продумывание целесообразных способов действия. Мышление по P-образцу протекает в форме вербальных рассуждений по формуле «если — то». Выстраиваются длинные цепочки причин-следствий. Грамматика такой речи довольно бедная, зато P-речь динамична, отличается лексическим разнообразием, хорошо передает развивающиеся процессы.
На социальном уровне долго удерживаемое P-состояние порождает неформальную роль двигателя группы. Дело в том, что в состоянии Р человек не может сидеть без дела — он постоянно пребывает в какой-то приносящей пользу активности. Рядом с человеком, находящимся в P-состоянии, невозможно отдыхать. Своим трудовым ритмом он невольно включает в работу всех, кто с ним общается на близкой дистанции. По этой причине рабочие коллективы выдвигают таких людей в качестве официальных руководителей. Вторая сторона P-роли в коллективе — формальный лидер.
Психологически коммуникативный аспект Р порождает состояние двигательного возбуждения, жажду полезной деятельности. В состоянии Р человек испытывает подъем работоспособности, становится энергичным и целеустремленным. Это состояние очень энергозатратно, поэтому человек, пребывающий в нем, много нервничает, часто проявляет несдержанность, Всякое отвлечение от работы воспринимается как бесполезная потеря времени, убыток.
Состояние Р физически — это быстрые движения с равномерно отлаженным ритмом. Сокращения-расслабления мышц подчинены одной цели, производятся в одном направлении, поэтому в таком состоянии человек довольно негибок и неразворотлив. Войдя в P-состояние, человек полностью ему отдается, превращается в некое подобие производительного механизма. Из него трудно выйти сразу. Набрав инерцию, мышцы продолжают ритмично сокращаться, а конечности двигаться. Чем более напряжен труд, тем большее время требуется для восстановления сил.
L — структурная логикаНа интеллектуальном уровне аспект L означает построение схем, структур, классификаций. Этот вид логики преследует не цель эффективности и выгодности, а правильности и соразмерности пропорций. Мысля в категориях L, человек производит сравнение одного объекта с другим по тому или иному критерию и размещает его в соответствующей клетке классификационной таблицы. L-мышление представляет собой краткие, предельно сжатые формулировки и определения. Закон структурно-логического мышления — минимум лексики (значимых слов) и максимум грамматики (служебных слов — предлогов, союзов, частиц, вводных оборотов).
Долго удерживаемое состояние L приводит к неформальной роли в коллективе систематизатора, или эксперта. Она выражается в вынесении объективных, незаинтересованных суждений по любым вопросам жизнедеятельности. Человек в состоянии L склонен к обособлению внутри группы, к действию по существующим в ее рамках писаным и неписаным нормам и правилам. Вторая сторона L-роли — это судья. К такому человеку обращаются, зная его максимальную невовлеченность, затем, чтобы он трезво рассудил тот или иной спорный случай.
Психологически человек в L-состоянии отличается хладнокровием и безразличием. В этом состоянии отсутствуют какие-либо чувства и субъективные пристрастия. Образно это состояние можно уподобить глыбе льда или геометрически правильному кристаллу какого-нибудь минерала. Это наименее психологическое состояние, так как в нем совершенно нет души, человеческой теплоты. Но, с другой стороны, оно самое уравновешенное и стабильное. Это состояние послушания, исполнительности и дисциплинированности.
На физическом уровне для человека в состоянии L характерно практически полное отсутствие проявлений «жизни». Мимика лица своей неподвижностью напоминает статую, корпус прям и зафиксирован, глаза тусклые и ничего не выражающие. Движения тела сведены к минимуму. Соблюдается правило «один орган — одна функция», то есть рукой только берут, ногами ходят, а ртом едят. Операции выполняются подчеркнуто дискретно, с заметной фиксацией начала и конца.
R — этика отношенийИнтеллектуально коммуникативный аспект R проявляется как завуалированные, скрытые оценки. Рассуждая в R-форме, человек как бы боится сам себе признаться в том, что один объект он предпочитает другому. В этом состоянии производится выбор между двумя с точки зрения логики совершенно равнозначными вариантами. Есть еще другая стратегия R-мышления — сознательный выбор противоположного тому, чего действительно хотелось бы. Таким образом, R-суждения рациональны, то есть имеют свою причину, пусть она и скрыта, но абсолютно нелогичны.
На социальном уровне человек в состоянии R претендует на неформальную роль гармонизатора в коллективе. Его действия направлены на то, чтобы поддерживать теплый и дружелюбный психологический климат, сглаживать острые углы, примирять людей. Человек, выполняющий R-роль, выступает не как судья или разрешатель конфликтующих противоположностей, а как их примиритель. Он умеет успокоить людей, снять эмоциональное напряжение. Личные приверженности при этом, конечно, не пропадают, а тщательно скрываются.
Психологически состояние R переживается как внутреннее тяготение к кому или чему-либо, как глубокая привязанность. Интересно, что это состояние не является эмоциональным. В нем нет экспрессии, зато присутствует долговременная зависимость морально-этического характера. Состояние R — это гарантия верности в отношениях. Оно подобно стрелке компаса, которая, при любых попытках повернуть его корпус, возвращается к своему «родному» северному направлению. Благодаря R мы воспринимаем людей, места и времена как свои, родные или как чужие, чуждые.
Физически состояние R очень трудно для идентификации именно потому, что в нем истинное отношение скрывается либо за безразличием, либо за противоположностью. Его можно обнаружить по едва заметным рассогласованиям и мелким сбоям в обычном общении. Чуть задрожал голос, слегка изменился цвет лица, вздрогнули веки и приняли свое привычное положение — все это надежные сигналы отношений. Косвенно проявляемые симпатии-антипатии, притяжение к человеку или отталкивание от него, сопровождаемые легким внутренним волнением, физически свидетельствуют о том, что вы наблюдаете состояние R.
F — силовая сенсорикаИнтеллектуально состояние F означает восприятие силы- слабости. Мышление в этом состоянии предельно конкретное, заземленное, опредмеченное. Оно обязательно сопровождается мышечными ощущениями. Мыслительную технологию F удобнее всего сравнить с «прощупыванием» или «взвешиванием» объекта. F-мышление является невербальным — оно не использует слов. Человек, который мыслит по силовой сенсорике, опускает свои глаза вниз, к земле. Он как бы слушает свое тело.
В социуме человек со стойким состоянием F претендует на роль силового центра группы. Он вмешивается в ход деятельности группы, когда чувствует, что нужно ускорить, замедлить события или вообще поменять их направление. F-тип, как дирижер, управляет группой одним движением руки, поворотом головы или сменой положения тела. Но он обычно не стремится стать перед группой,официально возглавить ее. Поэтому другое название F-роли в социуме — неформальный, или теневой лидер.
Психологически состояние F ощущается как полная уверенность в себе. Любые сомнения, переживания, рефлексия несовместимы с этим состоянием. Чувство хозяина, где бы человек ни находился. Настрой на победу любой ценой. Крепкая нервная система и владение собой. Быстрая мобилизация сил, позволяющая в любую секунду нанести или отразить удар. Все это — однозначные психологические признаки состояния F.
На физическом уровне это состояние требует массивного, налитого тела. Движений немного, но все они совершаются твердо, одним рывком, без пауз. Много статических поз крепко стоящего обеими ногами на земле человека. Взгляд острый, пристальный, тяжелый. Этим взглядом как бы взвешивают, оценивают расстановку сил. Несмотря на прочную заземленность, сквозь тело как- будто проходит ось вращения: состояние F очень разворотливо — корпус легко поворачивается в любую сторону, быстро реагируя на ситуацию спереди, сзади, сбоку.
I — интуиция возможностейВ мыслительном отношении интуиция I — это добыча информации из подсознания. Подсознательная кладовая информации человека равна по объему внешнему миру, поэтому интуиция возможностей — самая интеллектуальная из функций мышления. В состоянии I человек опускается ниже черты сознания и черпает из глубин своего интеллекта ответы на парадоксальные вопросы, перед которыми логика бессильна. Технологически интуитивное мышление I представляет собой операции с визуальными образами. Смутные картины, добытые из подсознания, синтезируются в сложный комплекс, который, уплотняясь, в какой-то миг озаряется яркой вспышкой света — интуитивной догадкой. У человека, мыслящего по I-способу, глаза застывают на среднем уровне, а зрачки расширяются. Взгляд становится расфокусированным.
Если состояние I человек удерживает долго, то в социуме он будет претендовать на роль интеллектуального лидера — генератора идей. I-тип проявляет повышенную интеллектуальную активность, стремится к новым и сложным задачам. Генератору идей с большим трудом даются стандартные, рутинные операции. Все свои силы он отдает тому, чтобы избавиться от них, изобретая новые подходы. Человека в состоянии I мало волнует мнение людей о его предложениях и проектах. Совершая открытие, он удовлетворяет свое познавательное любопытство.
Психологически в состоянии I человек испытывает чувства, связанные с погруженностью в себя, — внешняя отрешенность при сильном внутрен нем сосредоточении. Это состояние напоминает по своему психологическому эффекту прорыв плотины. Первый этап интуитивного процесса сопровождается мучительным чувством неудовлетворенности: человек места себе не находит, вынашивая идею. Идея, казалось бы, зреет сама по себе, но в этот медленный процесс приходится вмешиваться, чтобы из подсознания вышли именно те образы, которые нужны. Затем интеллектуальное напряжение резко, скачком сменяется облегчением и радостью — идея, наконец, родилась на свет.
На физическом уровне состояние I превращает вас в человека нестандартного поведения. Очень выразительным становится лицо: застывший, расфокусированный взгляд, напряжены лицевые мышцы вокруг глаз, сдвинутые к переносице брови образуют вертикальные складки на лбу. Тело замирает в той позе, в которой вас застигла интуитивная мысль. Движения замирают, устанавливается статика. Так продолжается до момента прозрения, после которого статика внезапно сменяется бурной эмоциональной динамикой. Очень сильным физическим стимулятором состояния I является ощущение плавания — погружения в воду или невесомости.
S — сенсорика ощущенийИнтеллектуальная деятельность в состоянии S — это обработка сигналов, поступающих от всех органов чувств. В состоянии S человек впитывает в себя все воздействия со стороны внешнего мира — звуки, запахи, прикосновения, температуру — и сравнивает их между собой в едином сенсорном комплексе. Отличие от состояния F b tom, что упор делается на динамику ощущений — на то, усиливаются они или ослабляются, гармонично сочетаются или поступают вразнобой. В состоянии S человек опять-таки мыслит не словами и не картинами, а всей поверхностью своего тела.
Устойчивые состояния S приводят на социальном уровне к неформальной роли в коллективе, которая называется доводчик, или оформитель. Такой человек хорошо себя проявляет тогда, когда внешняя обстановка, воспринимаемая через органы чувств, находится в гармоничном состоянии. S-тип избегает деятельности, которую сопровождает дискомфорт, — шум, принуждение, длительное напряжение сил. Поэтому доводчик активен на изолированном участке социума. Его деятельность хоть и ограничена, но при этом универсальна и разнообразна: монотонность и повторяемость несовместимы с состоянием S.
На психологическом уровне состояние S переживается как удовольствие, наслаждение, насыщение, удовлетворение чувства жажды или голода. В состоянии S человек выражает свои чувства через конкретную заботу, помощь в удовлетворении биологических потребностей. Это состояние можно сравнить с процессом запечатления изображения на фотографической пленке, нанесением рисунка на поверхность бумаги, записью звука на магнитную ленту и т.п. S — наиболее врачебное состояние: оно позволяет определить локализацию болевых ощущений в организме и их интенсивность. В этом состоянии присутствует постоянная циклическая динамика — наполнение и опорожнение полых органов и сосудов циркулирующим субстратом.
Физически состояние S узнается по мягкому и расслабленному телу, удобной позе, в которой площадь тела максимально соприкасается с поверхностью своей опоры. В состоянии S заметны равномерные физиологически обусловленные процессы в организме — дыхание, кровообращение, волны тепла. Жесты скупые и точные, но при этом плавные, без напряжения. Мимика лица связана с сокращением вкусовых мышц, расположенных вокруг рта и носа. На лице отпечатывается удовольствие или неудовольствие, приятность или отвращение.
Т — интуиция времениСостояние Т на интеллектуальном уровне формирует наиболее абстрактный тип мышления, который отражает обусловленные временем глобальные процессы внешнего мира. Закон энтропии — неуклонный переход от более организованных форм жизнедеятельности к более хаотическим и упрощенным — лежит в основе Т-мышления. Рождение, становление, смерть и новое рождение в иных формах — вот какая информация занимает мозг человека в этом состоянии.
Если в I-состоянии человек добывает знания изнутри себя, из своих подсознательных слоев психики, то в Т-состоянии информация поступает извне — из «космоса». Мышление по интуиции времени происходит в динамических зрительных формах. Глаза при этом поднимаются вертикально вверх и совершают небольшие колебания, словно пытаются проследить за движением образа.
Устойчивое состояние Т в социуме приводит к закреплению неформальной роли «отражатель процессов». В этом состоянии человек прогнозирует всю социально-психологическую динамику коллектива — является как бы чутким индикатором изменений. В нем, как в капле воды, отражается все плохое и хорошее, что было, есть и будет в данной группе людей. В Т-состоянии человека ожидает противоречивое сочетание участи «пророка» и в то же время жертвы, которую все обвиняют в общих неудачах.
В психологическом плане Т-состояние переживается как виктимность (жертвенность). Это состояние наиболее религиозно окрашено, так как оно проникнуто стремлением освобождения от всего земного, плотского, связывающего дух. В состоянии Т человека тянет к загадочному, потустороннему, трансцендентальному. В своем неумеренном проявлении оно приводит к галлюцинациям, возникновению различных мистических видений. Человек со стойкими Т-состояниями наиболее подвержен гипнозу. Другой оттенок переживаний по интуиции времени — это подвластность судьбе, отсутствие свободы воли, жизнь по велению высших сил.
Один из важнейших признаков Т-состояния — это потеря ощущений своего тела. В Т-состоянии человек не чувствует ни боли, ни плотских наслаждений. Безжизненность тела проявляется в его хрупкости, бледности и внутренней пустоте. Т-состояние выражается через позы смирения: опушенные плечи, втянутая или, наоборот, слишком вытянутая шея, наклоненная или приподнятая голова, общая согбенность фигуры. Движения в этом состоянии равномерно-замедленные и плавные. Это словно какой-то сон наяву. Глаза у человека в Т-состоянии очень печальные, отсвечивают неярким таинственным, «лунным» светом