Альтернативная модель соционики

Аналого-цифровая модель Виктора Блохина

Предложена модель психики на основе типологии Карла Юнга с использованием соционических функций Аушры Аугустинавичюте. Определена структура модели, установлены связи между ее элементами и описан процесс их взаимодействия.
Сразу обозначу: цифровая, потому что используются цифровые функции Аушры Аугустинавичюте; аналоговая, потому что построена в соответствии с положениями К. Юнга, по которым признаки могут принимать промежуточные значения между 0 или 1.

Хотелось бы, чтобы эта работа не воспринималась как баловство (хотя и это имело место быть :) Этой публикации предшествовали длительные размышления автора над соционической моделью, над моделью А, а также тщательная проработка отдельных работ К. Юнга, А. Аугустинавичюте, В. Гуленко, В. Миронова, С. Коваля, касающихся структуры и функционирования психики.

Напомню здесь определение понятия структура, т.к. любая соционическая модель - это прежде всего структура. «Structura, строение, расположение, порядок, взаиморасположение и связь составных частей, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях)».

Т.е. для построения нашей модели необходимо: определить составные части модели, расположить их в определенном порядке, найти связи между ними и описать, как они взаимодействуют во времени. Все очень просто :)

В качестве составных частей своей модели-структуры буду использовать соционические функции Аушры Аугустинавичюте, которые, как известно, появились в результате гениальной «оцифровки» юнговских функций-типов, открытых и подробно описанных Карлом Юнгом в работе «Психологические типы». Всего таких функций 8.

Надо отметить, что термин «соционическая функция» используется, когда речь идет о психике конкретного соционического типа. Если же речь идет о внешней информации, так называемом информационном поле, то используется термин «аспект» (aspectus – вид, одна из сторон рассматриваемого объекта). Упрощенно информационное поле, с которым работает психика человека, можно изобразить в виде круга, где каждый аспект занимает один из 8-ми секторов. Вот как это выглядит:
Соционические аспекты
Все восемь аспектов равнозначны по своей сущности, а селективная избирательность в отношении тех или иных аспектов психикой конкретного индивида образует типную установку или тип информационного метаболизма (ТИМ), которые являются предметом изучения соционики.

Для начала давайте более детально рассмотрим, что из себя представляют «соционические функции», раз уж мы их выбрали в качестве составных частей нашей модели. Во-первых, они трехмерны, т.е. несут информацию сразу о трех признаках. Например, структурная логика несет информацию об интроверсии, рациональности и логике. Кроме того, это цифровые объекты, и каждый из признаков принимает два значения: либо 0, либо 1, т.е. либо присутствует, либо отсутствует.

Это рассмотрение показывает, что соционические функции – это идеализированные объекты, которые хорошо подходят для описания информационного поля, но для описания психики конкретного индивида необходима как минимум комбинация этих функций, т.к. не существует чистых экстравертов или интровертов, логиков или этиков, сенсориков или интуитов, а имеет место лишь преобладание одного механизма над другим или одной функции над другой.

К примеру, структурная логика может быть хорошим приближением для описания двух социотипов - Максима Горького и Робеспьера, но ее одной явно недостаточно, т.к. в ней 100% интроверсии, 100% рациональности и 100% логики. Представляете себе человека полностью закрытого, бездушного, оторванного от внешнего мира? Не человек, а робот какой-то.

Нужны как минимум еще несколько функций, чтобы сбалансировать и скомпенсировать недостающие аспекты. По идее должны присутствовать все 8 функций, чтобы получить целостную картину психики конкретного индивида.

Кроме того, на мой взгляд, в модели необходимо учитывать силу функций, чтобы можно было определить, какая из них является ведущей, какая вспомогательной, а какая вытесненной. Я буду делать это, используя значки разного размера, показывая силу или слабость функций.

Что касается экстравертной и экстравертной функций, я пришел к выводу, что в психике конкретного индивида их нельзя рассматривать по отдельности, нужно рассматривать их в паре, в рамках одной юнговской функции. Графически предложенные мной функции (по сути это юнговские функции в цифровом исполнении) будут выглядеть следующим образом:
Функции Юнга с двумя механизмами вертности
Т.е. в моей модели будут участвовать 4 юнговские функции со сдвоенным механизмом вертности. Соответственно и ячеек будет всего 4. А вот соционических функций 8, в соответствии с числом аспектов.

Что касается внутренних связей в модели, то они вытекают из положений Юнга: внутри дихотомий действует механизм вытеснения: чем сильнее развита одна функция, тем более вытеснена противоположная и наоборот. Что касается экстраверсии, то действует механизм компенсации: ведущую установку компенсирует бессознательная установка другой вертности.

Пары функций логика-этика и сенсорика-интуиция я объединил в отдельные блоки - рациональный и иррациональный, как два принципиально разных класса функций.

Таким образом, итоговая сборка моей модели будет выполняться в следующей последовательности: на первом этапе экстравертная и интровертная функции объединяются в пары и рассматриваются как юнговские функции с преобладанием оного из механизмов вертности. Это будут: интровертное мышление, экстравертное мышление, интровертное ощущение, экстравертное ощущение и т.д. Всего таких функций 8, но в психике индивида присутствуют только 4 из них.

Далее логическая функция объединяется с этической, образуя рациональный блок, а сенсорная объединяется с интуитивной в иррациональный блок.

И наконец, оба блока, взаимодействуя между собой, обеспечивают функционирование всей психики, как единого целого. В итоге получаем ТИМ конкретного индивида.

Заметим, что на каждом этапе сборки присутствует асимметрия по какому-либо из признаков, что позволяет говорить о типности в зависимости от варианта этой асимметрии.

В полученной модели можно выделить три базовых механизма, которые определяют в итоге ее структуру.

Первый я назвал бы механизмом кооперации или механизмом взаимодействия двух блоков: иррационального и рационального. Первый блок воспринимает информацию, другой анализирует ее и принимает решение.

Второй механизм – это механизм вытеснения функций в парах логика-этика и сенсорика-интуиция. Чем сильнее развита одна функция, тем сильнее вытеснена другая.
И наконец, третий механизм - компенсации - проявляется в отношении экстраверсии: наряду с сознательной экстравертной установкой в каждой функции присутствует бессознательная интровертная (и наоборот), которая носит компенсирующий характер.

Таким образом, у нас все готово, чтобы представить вашему вниманию итоговый вариант соционической модели, которую я рассмотрю на примере ТИМа «Максим Горький», вот как она выглядит:
Соционическая модель ТИМа "Максим Горький", ЛСИ
Итак, в моей модели четыре ячейки. В каждой - юнговская функция с двумя механизмами вертности, один из которых преобладает.

Соционических же функций - 8 по числу информационных аспектов.

Структурная логика имеет наибольший размер, что означает, что она является ведущей. Внутри нее – экстравертная логика, являющаяся компенсационной по отношению к ведущей.
Черная сенсорика – вспомогательная функция - имеет размер поменьше, также со своей компенсационной белой сенсорикой.

Слева рациональный блок (логика-этика), справа – иррациональный (сенсорика-интуиция).
Наиболее вытесненная функция – этика эмоций, как антипод ведущей - структурной логики.

Чуть менее вытеснена интуиция времени, как антипод вспомогательной - черной сенсорики.

Последние две функции самые слабые и находятся в области бессознательного.

Интровертная этика вытеснена в меньшей степени, и можно говорить, что она тренируема, т.к. принадлежит рациональному блоку, как и ведущая у Максима. А вот интуиция возможностей, как иррациональная функция, менее тренируема для рационала-Максима, и потому является слабым местом его психики.

Ведущий информационный канал – логико-сенсорный, по нему проходит и обрабатывается бОльшая часть информации. Наиболее вытесненный канал – этико-интуитивный с ограниченным потоком информации.

Мысленно меняя размер функций, можно менять соотношение в каждой паре признаков, что дает возможность рассмотрения различных подтипов.

Далее вкратце рассмотрим работу модели в динамике:

Сами процессы обработки информации человеком достаточно сложны, на данный момент имеются многочисленные исследования в этой области.
В рамках данной публикации вряд ли возможно профессионально описать эти процессы. Но постараюсь в самых общих чертах это сделать.

Основные этапы обработки следующие: восприятие, формирование перцептивного образа, формирование вторичного образа, запись вторичного образа в интуитивную память, анализ, принятие решения, эмоциональный отклик.

На первом этапе в работу включается сенсорика, которая посредством органов ощущений (зрения, слуха, вкуса, запаха, тактильности) воспринимает информацию из внешнего мира и формирует первичный образ, который достаточно подробно описывает объект или ситуацию, в нем много деталей и подробностей. Отметим, что сенсорики предпочитают иметь дело именно с этими образами (поэтому они зачастую очень подробно описывают тот или иной предмет или ситуацию).

На втором этапе на основе первичного образа формируется представление, так называемый вторичный образ, который очищен от деталей и подробностей и работает по принципу узнаваемости в целом. Таких образов в памяти может уложиться гораздо больше, чем первичных, но они менее детальные. Они извлекаются посредством ассоциаций. С этой информацией предпочитают иметь дело интуиты, поэтому нередко они могут не обращать внимания на то, что происходит под ногами, как бы оторваны от реальности.

На следующем этапе мышление и чувство анализируют информацию в соответствии со своими критериями (мышление по принципу – целесообразно-нецелесообразно, чувство по принципу нравится-не нравится) и принимают решения о последующих действиях или эмоциональных реакциях. Также эти функции дают оценку полученной информации и как бы ранжируют ее в порядке значимости. Наиболее «ценная» информация лучше запоминается и дольше хранится в памяти.

У рационалов в память попадает информация предварительно отсортированная по определенным критериям и ранжированная по приоритетам, поэтому ее меньше, но она более упорядочена. У иррационалов информация в память поступает как есть, без оценок и ограничений, ее много, но она неупорядочена, ее трудно извлечь, нужны определенные ассоциации или стимулы.

Еще отметим этап, в котором в процесс вмешивается интроверсия. У экстравертов информация напрямую поступает в обработку, а у интроверта между информационным потоком и психикой вдвигается невидимая прокладка в виде своего мнения. Интроверт сравнивает новую информацию с предыдущим опытом на предмет важно-неважно, опасно-неопасно. Поэтому время принятия решений у интроверта больше, чем у экстраверта. Интроверту необходимо дополнительное время на осмысление ситуации, поэтому они кажутся экстравертам медлительными.

На основании описанной выше последовательности обработки информации для каждого ТИМа можно описать свою цепочку с учетом его ТИМных особенностей.

Подведем итоги. На первый взгляд отличие предложенной модели от модели А существенное (нет второго кольца, нет полетактов и телотактов, сдвоенные функции, другая последовательность обработки информации, разный размер функций). Но если присмотреться, то все ключевые моменты обеих моделей схожи. Оказалось, что при разных подходах получились схожие результаты.

Этой работой хотел показать, что возможны альтернативные варианты построения соционической модели. Какую модель использовать – дело вкуса и личных предпочтений.

Описанная мной модель может использоваться, например, для рассмотрения подтипов, где имеются вариации отдельных функций внутри ТИМа. Также она может быть полезной при рассмотрении отношений, т.к. она более компактна, чем модель А. Для этого можно выстроить 4 функции предложенной модели в линейку, как в модели Ю, я бы назвал эту линейку расширенной моделью Ю, т.к. в ней присутствуют все 8 соционических функций.

Список литературы:
1.    К.Г. Юнг «Психологические типы» под редакцией В. Зеленского, 1996
2.    А. Аугустинавичюте «Соционика», С-Пб, составитель Л. Филиппов,1998
3.    В. Гуленко «Гуманитарная соционика», Москва, составитель А. Митрохина, 2015
4.    В. Миронов «Признаки Рейнина, малые группы», С-Пб, 2012
5.    Е. Филатова «Соционика для всех», С-Пб, 2006
6.    С. Коваль, «Экстраверсия-интроверсия, математическое представление», 2024